Юрий Пашолок. Шведская экзотика с немецкими корнями

Jun 09, 2018 09:47

Самыми известными колёсно-гусеничными танками являются машины американского конструктора Джона Уолтера Кристи и танки, созданные на их основе. Но тема машин с колёсно-гусеничным движителем гораздо шире. Созданием таких танков независимо от Кристи занимались в Великобритании, Чехословакии, Австрии, а французы стали первыми, кто строил их серийно.
Занимались колёсно-гусеничными танками и немцы. Йозеф Фольмер, первый из немецких инженеров, построивших колёсно-гусеничный танк, работал в Чехословакии. Так появились колёсно-гусеничные танки KH-50 и KH-60. Другой немецкий инженер, Отто Меркер, поначалу создавал такую машину у себя на родине, но позже его работы продолжились в Швеции. Увенчались они созданием интересного колёсно-гусеничного танка L-30, или Strv fm/31.



Новый взгляд на колёсно-гусеничную схему

Судьбы Фольмера и Меркера складывались абсолютно по-разному. К концу Первой мировой войны Фольмер имел большой опыт конструирования боевых машин. Меркеру же осенью 1918 года ещё не было и 20, а техническое образование он получил уже после войны. В 1921 году он закончил университет в Эслингене по специальности инженера-конструктора. Молодой инженер занимался тракторами. С 1923 года он трудился на Schwäbische Hüttenwerke GmbH в Бёблингене.

Именно здесь Отто начал работу над колёсно-гусеничным движителем. Интерес производителей тракторов к такому гибридному шасси понятен: за лучшие показатели проходимости гусеничным машинам приходится расплачиваться существенным увеличением расхода топлива. Неудивительно, что смешанный колёсно-гусеничный привод до сих пор можно встретить на разных моделях тракторов. Часто это обычный колёсный трактор, который при необходимости получает гусеничные ленты, надеваемые на колёса. Правда, процесс «переобувания» долгий, да и проходимость такого трактора всё равно уступает характеристикам чисто гусеничной машины. Встречается также техника с поднимаемым гусеничным или, наоборот, колёсным приводом. Собственно, будущее шасси танка KH-50 также изначально было трактором.




Запатентованная Меркером схема колёсно-гусеничного привода

Первоначально Меркер пошёл по проторенной дороге. Первый полученный им патент предусматривал гусеничное шасси с надеваемыми при необходимости колёсами. Но от этой идеи молодой инженер быстро отказался: конструкция обладала типичным для таких работ недостатком - долгим временем перехода с колёсного хода на гусеничный и наоборот. Тем не менее опытный образец трактора произвёл впечатление на выставке Немецкого сельскохозяйственного общества (DLG) в Дортмунде.

Заинтересовала машина и майора Людвига фон Радльмайера, который отвечал за вопросы моторизации в In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, Инспекция моторизованных войск). В 15-сильном тракторе он увидел потенциальный тягач. Не исключено, что Меркер поделился с офицером своими соображениями по поводу дальнейшего развития конструкции. В любом случае трактор не просто заметили, а предложили его создателю разработать более совершенную конструкцию, причём уже с военным уклоном.

В 1927 году Меркер разработал новую систему колёсно-гусеничного хода, благодаря которой опускание колёс производилось примерно за минуту. Переход с колёсного хода на гусеничный и обратно производился без покидания машины водителем, что было очень важно для танка. Именно эта система и легла в основу конструкции новой машины.

Под колпаком GHH

Новым местом работы Меркера стал Maschinenfabrik Eßlingen AG - крупное предприятие, занимавшееся в основном железнодорожной техникой. Интересно, что руководство предприятия открыто поддерживало Гитлера и Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП), как это делали Krupp, Henschel и некоторые другие немецкие промышленные гиганты.

Предприятие из Эслингена являлось частью компании GHH (Gutehoffnungshütte, Aktienverein für Bergbau und Hüttenbetrieb). Под «колпаком» GHH находился также MAN, а к середине 20-х годов у компании появился шведский филиал - AB Landsverk из Ландскроны. Шведы тоже занимались вагоностроением, а также производили портовые краны и сельскохозяйственную технику. Шведская фирма стала хорошим прикрытием для запрещённой Версальским договором оборонной деятельности немецкой компании.




Шасси Räder-Raupen Kampfwagen m/28. В таком виде танки прибыли на полигон ТЕКО
( Читать дальше... )

лёгкий танк, Швеция

Previous post Next post
Up