Marder по-румынски или САУ ТАСАМ Т-60

Apr 11, 2018 10:32


В отличие от Германии ее европейские союзники, за исключением Италии, не имели развитой танковой промышленности. Если Венгрия постепенно разворачивала лицензионное производство зарубежных образцов техники, подстраивая их под свои стандарты, то Словакия, Болгария, Румыния и Финляндия были вынуждены закупать технику у других государств.
В ходе войны танковый парк частично пополнился за счет трофейной бронетехники - впрочем, массово ее использовала только Финляндия. Необходимость модернизации имеющихся образцов, а также потребность в иных типах бронемашин толкала эти страны на различные эксперименты, и особенно преуспели в этом начинании Финляндия и Румыния.
Чудеса вивисекции

К 22 июня 1941 года румынская армия имела на вооружении танки R-1 (чехословацкие танкетки Praha AH-IV, построенные по румынскому заказу), R-2 (легкие танки Skoda LT vz.35, построенные по румынскому заказу), Renault R-35, а также небольшое число устаревших Renault FT-17. С советскими танками, да и то только с легкими, был способен бороться лишь R-2. На начальном этапе войны, когда основными противниками были Т-26, БТ и Т-28, ситуация была не столь критической, но очень скоро румыны столкнулись с Т-34, против которых оказались бессильными не только танки, но и противотанковые орудия. Одним из решений возникшей проблемы было предложение маршала Иона Антонеску о строительстве танка, аналогичного по своим характеристикам Т-34. Впрочем, предложение оказалось не более чем идеей, поскольку промышленность Румынии не была способна строить такие машины, да не имела опыта постройки танков в принципе. Все, чем могли похвастаться румыны к тому моменту, - это лицензионное производство танкеток Renault UE на заводе Malaxa. Что касается немцев, то они на тот момент не могли помочь союзнику.

Между тем к концу 1942 года в распоряжении румын оказалось немало образцов советской бронетехники и артиллерии. Некоторые из них - например артиллерийские тягачи «Комсомолец» - использовались по прямому назначению, другие же оказались на складах. Среди них были 76-мм дивизионные орудия Ф-22, которых к 1942 году набралось 38 штук. Тем временем в Германии было развернуто производство истребителей танков Marder, на части из которых использовались переделанные Ф-22, получившие обозначение 7,62 cm Рак 36(г). В качестве шасси применялись легкие танки Pz.Kpfw. II и Pz.Kpfw. 38(t), а также трофейные французские тягачи Lorraine 37L.

Немецкая идея подтолкнула румын к мысли о создании аналогичного истребителя танков с применением трофейного шасси. Главным инициатором проекта стал подполковник Константин Гулай (Constantin Ghiulai), талантливый инженер, впоследствии создавший несколько интересных образцов бронетехники. В качестве шасси для будущего истребителя танков был выбран легкий танк Т-60. Помимо того, что имелось достаточное количество самих трофейных Т-60, на выбор повлияло еще и то обстоятельство, что к этой машине и запчасти были в достатке: применявшийся на Т-60 двигатель ГАЗ-202 являлся копией американского Dodge D5, а он, в свою очередь, производился в Румынии под обозначением Dodge-Derretto-Fargo FH2.








Первый прототип истребителя танков, получившего обозначение Tun Anticar ре Afet Mobil Т-60 (истребитель танков на шасси Т-60, сокращенно ТАСАМ Т-60), был построен к 12 января 1943 года. Стоявшая перед конструктором задача с самого начала оказалась нетривиальной. Двухместный Т-60 явно не располагал к тому, чтобы на его базе делать САУ, тем более с такой большой пушкой. Вместо демонтированной башни и подбашенного листа установили рубку, открытую сверху и сзади. Для защиты от непогоды применялась сьемная решетчатая конструкция, на которую натягивался тент. 8 дополнение к штатной фаре добавили фару ночного вождения Notek. Штатный ящик ЗИП перенесли на правое переднее крыло, лопату разместили с левой стороны корпуса, а части банника - на верхней лобовой плите, слева от фары Notek.

Качающаяся часть 76-мм дивизионной пушки Ф-22 обр.1936 года занимала большую часть боевого отделения. Для защиты расчета часть орудийного щита с левой стороны была сохранена. Экипаж ТАСАМ Т-60 увеличили до трех человек, причем для заряжающего места практически не оставалось. Чтобы хоть как-то увеличить пространство, часть боковых панелей рубки сделали на петлях: левая створка открывалась вбок, правая откидывалась вниз. Не меньшей проблемой, чем установка орудия и расположение орудийного расчета, стало размещение боеукладки. В тесной рубке для боезапаса места не нашлось; логичным решением стало размещение укладки первой очереди на верхнем кормовом листе корпуса (аналогичное решение использовалось на Marder II). Впрочем, в этой укладке помещалось совсем немного выстрелов, и в итоге боезапас разместили везде, где только это было возможно. Небольшие ящики для выстрелов установили на крыльях, еще один закрепили на корме. Подобное размещение делало ТАСАМ Т-60 уязвимым для стрелкового огня (один из ящиков укладки находился на левом переднем крыле); с другой стороны, концентрация боезапаса в корме создавало подобие противовеса, который частично компенсировал проблему перегрузки передней части САУ.

Творение Константина Гулая имело ряд неустранимых недостатков: масса по сравнению с Т-60 выросла в полтора раза, существенно ухудшились динамические характеристики, оказалась перегруженной передняя часть машины. Вместе с тем имелись и существенные достоинства: во-первых, САУ была оснащена мощным орудием, которое уверенно поражало большинство советских танков; во-вторых, самоходка получила довольно низкий силуэт, что для истребителя танков является однозначным преимуществом.

Еще до того как первый Tun Anticar ре Afet Mobil Т-60 поступил на испытания, завод Leonida, что в Бухаресте, получил заказ на 23 самоходки данного типа. Впоследствии заказ был увеличен еще на 11 машин. В общей сложности построили 34 ТАСАМ Т-60. По ходу производства изменений в конструкцию не вносилось, но машины несколько отличались одна от другой, поскольку для их постройки использовались Т-60 различных серий. Основное отличие было в ходовой части, а именно в тиле опорных катков и ленивцев.
На службе

10 мая 1943 года первые экземпляры Tun Anticar ре Afet Mobil Т-60 были показаны на параде в Бухаресте. В июне того же года 17 ТАСАМ Т-60 поступили в тренировочный центр. К тому моменту румынские войска потерпели сокрушительное поражение под Сталинградом, и значительная часть подразделений оказалась на переформировании. 16 машин позднее были сведены в 61-ю самоходную истребительную роту, которая попала в состав 1-го танкового полка. Оставшиеся 18 ТАСАМ Т-60 попали в состав 2-го танкового полка.





Ввиду малочисленности бронетанковой техники в целом и истребителей танков в частности, до начала 1944 года подразделения, оснащенные Tun Anticar ре Afet Mobil Т-60, на передовую не отправлялись. Лишь в феврале 1944 года, когда линия фронта стала все ближе походить к границам Румынии, их отправили сражаться за Бессарабию и Молдавию. 10 машин попали в состав 1-й танковой дивизии, которая входила в группу армий «Велер». В августе 1944 года, в ходе Ясско-Кишиневской операции, это соединение попало под удар 2-го Украинского фронта. Разгром, учиненный советскими войсками, привел к полному краху румынской армии: уже 23 августа ее командующий Антонеску был арестован, а на следующий день Румыния объявила войну Германии. Использовались ли ТАСАМ Т-60 позднее против бывших союзников, неизвестно. Боевое применение истребителей танков закончилось в октябре 1944 года, когда советское командование изъяло оставшиеся в строю Tun Anticar ре Afet Mobil Т-60. Как минимум один образец румынской самоходки испытывался на полигоне НИИБТ ГАБТУ РККА (Кубинка); дальнейшая его судьба неизвестна.



Камуфляж и маркировки

Как и большинство образцов румынской бронетехники, Tun Anticar ре Afet Mobil Т-60 окрашивались в базовый оливково-зеленый цвет. Судя по имеющимся фотографиям, зимой танки не перекрашивались. Что касается маркировок, то здесь все сложнее. Дело в том, что большинство известных фотографий демонстрируют машины, принимавшие участие в параде 10 мая 1943 года, и маркировок на только что вышедших с завода ТАСАМ Т-60 по понятным причинам нет. Существует всего одна фотография, где виден нарисованный на борту рубки стилизованный крест Михая. Возможно, их имели и другие машины, но документальных подтверждений пока нет. Не все гладко и с номерами. Каждой из машин полагалось иметь серийный номер, который рисовался на переднем правом крыле. Однако такой номер (U 039723) имела лишь самоходка, испытывавшаяся в Кубинке.






Технические подробности

Для установки на шасси Т-60 румыны выбрали советскую 76-мм пушку Ф-22. Это кажется странным, так как орудие не было выпущено в таких количествах, как УСВ и ЗИС-3, а кроме того, обладало и наибольшим весом среди всех советских «трехдюймовок». Однако инженеры не ошибались: лишнего места на Т-60 не было, а это орудие оказалось самым компактным, так как и накатник, и тормоз отката располагались под стволом (фактически по компоновке эта пушка была аналогом танковых пушек Грабина). Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки Ф-22 располагались по разные стороны от ствола, но боевое отделение Т-60 было узким из-за бортового расположения мотора, и потому места для наводчика по вертикали просто не оставалось. Ту же проблему решали и немцы при переделке Ф-22 в PaK-36(R) и установке ее на «Мардеры» (немцы еще и расточили казенник для стрельбы более мощными выстрелами, но румыны позволить себе такого не могли).

Румыны проделали аналогичную работу, но сделали ее по-своему. Маховик вертикальной наводки был заменен шестерней. Внизу была вторая шестерня, насаженная на вал, проходящий в прорези зубчатого сектора вертикальной наводки. С другой стороны на этот вал был насажен маховик. Таким образом, все штурвалы наводки орудия разместили с одной стороны - слева. Наводчик Ф-22 работал, стоя лицом к затвору, а теперь он располагался лицом по направлению огня. Это потребовало установить на люльке щиток для защиты его правого плеча от удара о казенник орудия. Максимальный угол возвышения уменьшился с 75 до 8 градусов. Так как вал пересекал цепи Галля, соединяющие люльку с уравновешивающим механизмом, их крепления к люльке пришлось поднять. Вал механизма горизонтальной наводки был слегка опущен и укорочен. В отличие от немцев румыны сохранили на орудии стандартные маховики наводки. Для прицеливания можно было применять штатную панораму Ф-22, но для стрельбы прямой наводкой был установлен прицел от противотанкового орудия.

С Т-60 были сняты башня, крыша над боевым и моторным отделением и люк механика-водителя. Из-за возросшей массы были заменены торсионы подвески. Был заварен вырез по правому борту для забора воздуха в систему охлаждения. Сразу за лобовым листом корпуса приварили мост от борта до борта, служивший нижним станком орудия. На нем точно по центру устанавливалась модернизированная пушка Ф-22. В задней части боевого отделения имелся фиксатор ствола орудия по-походному, который в боевом положении откидывался внутрь корпуса. Для защиты расчета к корпусу спереди приваривался неподвижный щит орудия, состоявший из левой и правой половин. Так как он имел большой проем для наведения орудия, на самой пушке монтировалась подвижная бронировка.

Слева и справа бронировку пушки дополняли откидные шиты. Левый щит открывался как дверь - вперед. Для его фиксации в открытом или закрытом положениях имелась щеколда, смонтированная на створке. Правый щит был ниже и короче левого. В походном положении он лежал горизонтально и служил крышей моторного отделения, в боевом - приподнимался в вертикальное положение и также фиксировался щеколдой. Таким образом, в боевом положении мотор не был закрыт сверху. Решетка с жалюзи выброса воздуха была снята, а сам проем сокращен. Половину проема теперь закрывал люк. На верхнем кормовом листе при помощи четырех приваренных металлических штифтов крепился деревянный ящик для выстрелов первой очереди. Деревянным был и большой ящик на заднем нижнем бронелисте. Металлическим у него был только каркас из стальных уголков и верхняя сторона, служившая трапом для посадки экипажа.

В результате были нередкими ситуации, когда сам ящик разрушался, но каркас и верхний лист оставались на месте. Задний ящик закрывал буксирный рым, но использовать в качестве тягача и так перегруженную сверх меры машину и не предполагалось.

Румыны изменили надгусеничные полки Т-60. Они приобрели другую форму и не имели выштамповок, зато делались из более толстого металла, так как на них теперь устанавливались ящики с боеукладкой. Три ящика со снарядами на крыльях были металлическими и имели полностью съемную верхнюю крышку.




источник: http://alternathistory.com/marder-po-rumynski-ili-sau-tasam-t-60

Румыния, танки Второй Мировой, САУ

Previous post Next post
Up