4 сентября 1943 года Иосиф Сталин подписал постановление ГКО №4043 «О производстве танков ИС». Так закончилась долгая история создания нового тяжёлого танка, который должен был заменить в производстве КВ-1. За время его разработки в Челябинске успели освоить производство сначала КВ-1с, а затем КВ-85. Столь долгий путь не оказался напрасным: Красная армия получила принципиально новую машину, которая по совокупности характеристик являлась одним из лучших тяжёлых танков в мире. Но век ИС-1 (или ИС-85) оказался недолгим, совсем скоро он уступил место своему прямому «потомку» ИС-2 - лучшему советскому тяжёлому танку Великой Отечественной войны.
Непростой старт
Первым этапом запуска ИС-85 в серийное производство стало освоение производства КВ-85. Дело в том, что оба танка использовали одинаковые башни. С башней и вооружением КВ-85 возник ряд проблем, неизбежных при организации производства принципиально новой конструкции. Было очевидно, что запуск в серию шасси нового танка окажется ещё более сложным заданием. По этой причине в тексте постановления ГКО №4043 указывались на первый взгляд не особо жёсткие сроки. Первые 25 танков предписывалось сдать в ноябре 1943 года, ещё 75 должно было быть сдано в декабре. КВ-85 планировалось выпускать до ноября, а СУ-152 - до декабря 1943 года.
Корпус ИС-85 в целом повторял корпус Объекта 237, но с целым рядом доработок
Но и эти сроки на практике оказались очень жёсткими. Дело в том, что многие элементы и агрегаты этого танка были совершено новыми, в том числе и корпус с большой долей литых деталей. Такого большого количества литых элементов в конструкции корпусов отечественных машин до того момента не применялось (если не считать опытных конструкций цельнолитых корпусов для КВ-1).
Проблемой было и то, что толщина брони по сравнению с КВ-1с и КВ-85 выросла. На заводе №200, производившем корпуса и башни, столкнулись с этой проблемой в ходе литья башен для КВ-85 и Объекта 237. На фотографиях некоторых танков можно заметить характерные швы на башнях. Таким образом заводчане «лечили» трещины, которые образовывались при литье. Чтобы подстраховаться, ещё в начале октября 1943 года завод №200 заложил 5 корпусов для ИС-85 при плане в 2 корпуса.
Изменения в конструкции башни, по сравнению с башней КВ-85, были минимальными
По итогам испытаний опытных ИС был составлен список замечаний и исправлений, которые требовалось внести в конструкцию перед запуском танка в серию. Некоторые из них требовалось внести немедленно, но часть модернизаций по объективным причинам отходила на среднесрочную перспективу. К подобным улучшениям относился, например, двигатель. Комиссия, отмечая надёжность работы двигателя В2-ИС, посчитала необходимым разработать для танка более мощный (600 лошадиных сил) мотор. Необходимость подобного улучшения была отражена и в постановлении ГКО №4043. Также требовалось переделать место механика-водителя, улучшив условия его работы. Для этого, в частности, приподнимался люк-пробка.
Также требовалось переделать выхлопную систему. Патрубки по типу Т-34 были признаны неудачными, поскольку выхлопные газы из них попадали в воздухоприток на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Различных доработок требовала конструкция элементов трансмиссии, системы охлаждения и ряда других систем. В «наследство» от КВ-85 танку достались проблемы с боевым отделением, в частности - неполадки механизмов наведения орудия.
Продольный разрез ИС-85
13 сентября состоялось совещание, на котором были расставлены приоритеты в списке необходимых исправлений и улучшений. Вместо рекомендованного комиссией трубчатого подковообразного радиатора с трубками из цветного металла в серию запускался стальной пластинчатый радиатор. Форсированный до 600 лошадиных сил двигатель В-2 «уехал» на 1 января 1944 года. Забегая вперед, стоит сказать, что никакого форсированного В-2 ни ИС-85, ни ИС-122 (ИС-2) так и не дождались.
Из 19 пунктов требований в серию сразу вводилось 2, к 1 декабря 1943 года испытывалось ещё 12. Ещё в сентябре 1943 года предлагалось увеличить количество запасных траков до 10 и разместить их на носовой части корпуса, но внедрено это предложение было гораздо позже - летом 1944 года. В декабре 1943 года планировалось оснастить ИС передними брызговиками по образцу английского танка Valentine, но в середине декабря от этой идеи отказались, поскольку резиновые брызговики оказались сложными в производстве, а резина всё ещё являлась дефицитным материалом.
ИС-85 выпуска ноября 1943 года, серийный номер 31113. НИБТ Полигон, январь 1944 года
(
Читать дальше... )