САУ Ferdinand в перечне немецких самоходных артиллерийских установок периода Второй мировой войны стоит особняком. По ряду показателей, включая вооружение и броневую защиту, эта машина является выдающейся. Но выпущено этих САУ было сравнительно немного. Впрочем, были и другие немецкие истребители танков, вооружённые такой же противотанковой пушкой 8.8. cm Pak 43. И построили их немцы гораздо больше. Речь идёт о 8.8 cm PaK 43/1 auf Geschützwagen III/IV (Sf), более известной как Hornisse (немецк. «шершень»), или Nashorn («носорог»). К слову, очень часто как раз эту САУ путали с Ferdinand, что вполне объяснимо: по размерам Nashorn тоже был совсем не маленькой машиной.
Механизация тяжёлого вооружения
Вопросом механизации тяжёлой артиллерии немецкие военные озаботились ещё в конце 30-х годов. Тогда речь шла о создании «самоходных лафетов» для перевозки тяжёлых орудий, целью для которых должны были стать оборонительные сооружения. Для таких машин часто использовалось обозначение Betonknacker, «истребитель ДОТов». Разработкой подобных установок занимались две компании - Krupp и Rheinmetall-Borsig. Поначалу серьёзных успехов на этом поприще немцам достичь не удалось. Ни Pz.Sfl.IVa, ни Pz.Slf.V в крупную серию так и не пошли. Машины получили очень мощные орудийные системы, но платой стала низкая подвижность. Да и вместо вражеских укреплений основными целями для подобных машин оказались вражеские тяжёлые танки.
![](http://alternathistory.com/files/resize/users/nashorn_01-700x446.jpg)
Противотанковая пушка 8.8 cm Pak 43/41 во дворе завода Alkett. Самоходная установка на заднем плане позволяет оценить размер орудия
Новый всплеск интереса к теме «самоходных лафетов» появился в начале 1942 года в связи с развитием немецкой противотанковой артиллерии. Увеличение её калибра и огневой мощи влекло за собой рост размеров и, что ещё хуже, боевой массы. В то же время подвижность для противотанковой артиллерии являлась очень важным параметром. Если 3.7 cm Pak спокойно можно было таскать по полю расчётом из пары-тройки человек, то даже 5 cm Pak 38 требовала гораздо больше усилий. Для облегчения перевозки силами расчёта у этой противотанковой системы появилось специальное колёсико. Весной 1942 года началась эксплуатация 7,5 cm Pak 40. Это орудие позволило достаточно уверенно бороться с советскими тяжёлыми танками, но весило около полутора тонн. Штатный расчёт из 8 человек перетаскивал эту пушку по полю с трудом.
И это был далеко не предел. В июне 1942 года военные заговорили о том, что вермахту не повредила бы противотанковая пушка калибра 88 мм с лучшими характеристиками пробития, чем у зенитной пушки Flak 18. Первым таким орудием стала 8.8 cm Flak 41, разработанная Rheinmetall-Borsig. Выдающиеся характеристики пробития этой пушки сочетались с боевой массой 8 тонн.
Концерн Krupp предложил свой вариант - 8.8 cm Pak 43. Это орудие предназначалось лишь для ведения огня по наземным целям, и его боевая масса оказалась значительно ниже. Впрочем, она всё равно оказалась не маленькой - 3650 кг в боевом и 4750 кг в транспортном положении. При этом для ведения огня орудие требовалось сначала снять с колёсного хода и разложить в боевое положение. Вариант на лафете 10 cm Leichte Kanone 41, получивший обозначение 8.8 cm Pak 43/41, получился менее тяжёлым. Но и орудие массой 4350 кг таскать по полю расчёт мог с огромным трудом. Брошенные расчётами пушки этого типа не являлись редкостью на полях сражений. Способствовал этому и дульный тормоз, благодаря ему первый же выстрел демаскировал позицию немецких противотанкистов.
![](http://alternathistory.com/files/resize/users/nashorn_02-700x706.jpg)
Немецкая картинка военного времени наглядно показывает, для чего была создана САУ Hornisse
Понимание того, что такое противотанковое орудие будет иметь низкую подвижность на поле боя, пришло к немецкому командованию быстро. Но буксируемые системы были сравнительно дёшевы, что позволяло массово насыщать ими войска. Тем не менее на совещании 23-25 июля 1942 года, которое проводил рейхсминистр вооружений и боеприпасов Шпеер, был поднят вопрос о подходящем самоходном шасси. К тому моменту Rheinmetall-Borsig работал над самоходным лафетом, предназначенным для установки 149-мм гаубицы sFH 18. Вполне логично выглядела идея разработать вариацию этого же шасси для установки на нём 8.8 cm Pak 43.
Правда, к тому моменту дизайн Pak 43 ещё не был окончательно утверждён, да и у Krupp имелись свои виды на то, как должна выглядеть самоходная установка подобного типа. Этим концерном был предложен переработанный вариант Pz.Sfl.IVc, шасси с весьма бурной и печальной судьбой. Поначалу его разрабатывали как истребитель ДОТ-ов, но до изготовления опытной машины дело не дошло. Перепроектированный вариант предполагал использование 8.8 cm Pak 43 с немного изменённым орудийным щитом. Работы над этим проектом дошли до стадии изготовления полноразмерного макета, но и он не был построен в металле. К тому моменту, когда макет построили, работы по шасси Rheinmetall-Borsig подходили к концу, да и Гитлер был настроен иметь одну базу для двух тяжёлых орудий.
![](http://alternathistory.com/files/resize/users/nashorn_03-700x331.jpg)
Первый серийный образец Hornisse, февраль 1943 года
(
Читать дальше... )