Юрий Пашолок. Противотанковый «Шершень», он же «Носорог»

Mar 12, 2018 11:31

САУ Ferdinand в перечне немецких самоходных артиллерийских установок периода Второй мировой войны стоит особняком. По ряду показателей, включая вооружение и броневую защиту, эта машина является выдающейся. Но выпущено этих САУ было сравнительно немного. Впрочем, были и другие немецкие истребители танков, вооружённые такой же противотанковой пушкой 8.8. cm Pak 43. И построили их немцы гораздо больше. Речь идёт о 8.8 cm PaK 43/1 auf Geschützwagen III/IV (Sf), более известной как Hornisse (немецк. «шершень»), или Nashorn («носорог»). К слову, очень часто как раз эту САУ путали с Ferdinand, что вполне объяснимо: по размерам Nashorn тоже был совсем не маленькой машиной.

Механизация тяжёлого вооружения

Вопросом механизации тяжёлой артиллерии немецкие военные озаботились ещё в конце 30-х годов. Тогда речь шла о создании «самоходных лафетов» для перевозки тяжёлых орудий, целью для которых должны были стать оборонительные сооружения. Для таких машин часто использовалось обозначение Betonknacker, «истребитель ДОТов». Разработкой подобных установок занимались две компании - Krupp и Rheinmetall-Borsig. Поначалу серьёзных успехов на этом поприще немцам достичь не удалось. Ни Pz.Sfl.IVa, ни Pz.Slf.V в крупную серию так и не пошли. Машины получили очень мощные орудийные системы, но платой стала низкая подвижность. Да и вместо вражеских укреплений основными целями для подобных машин оказались вражеские тяжёлые танки.




Противотанковая пушка 8.8 cm Pak 43/41 во дворе завода Alkett. Самоходная установка на заднем плане позволяет оценить размер орудия

Новый всплеск интереса к теме «самоходных лафетов» появился в начале 1942 года в связи с развитием немецкой противотанковой артиллерии. Увеличение её калибра и огневой мощи влекло за собой рост размеров и, что ещё хуже, боевой массы. В то же время подвижность для противотанковой артиллерии являлась очень важным параметром. Если 3.7 cm Pak спокойно можно было таскать по полю расчётом из пары-тройки человек, то даже 5 cm Pak 38 требовала гораздо больше усилий. Для облегчения перевозки силами расчёта у этой противотанковой системы появилось специальное колёсико. Весной 1942 года началась эксплуатация 7,5 cm Pak 40. Это орудие позволило достаточно уверенно бороться с советскими тяжёлыми танками, но весило около полутора тонн. Штатный расчёт из 8 человек перетаскивал эту пушку по полю с трудом.

И это был далеко не предел. В июне 1942 года военные заговорили о том, что вермахту не повредила бы противотанковая пушка калибра 88 мм с лучшими характеристиками пробития, чем у зенитной пушки Flak 18. Первым таким орудием стала 8.8 cm Flak 41, разработанная Rheinmetall-Borsig. Выдающиеся характеристики пробития этой пушки сочетались с боевой массой 8 тонн.

Концерн Krupp предложил свой вариант - 8.8 cm Pak 43. Это орудие предназначалось лишь для ведения огня по наземным целям, и его боевая масса оказалась значительно ниже. Впрочем, она всё равно оказалась не маленькой - 3650 кг в боевом и 4750 кг в транспортном положении. При этом для ведения огня орудие требовалось сначала снять с колёсного хода и разложить в боевое положение. Вариант на лафете 10 cm Leichte Kanone 41, получивший обозначение 8.8 cm Pak 43/41, получился менее тяжёлым. Но и орудие массой 4350 кг таскать по полю расчёт мог с огромным трудом. Брошенные расчётами пушки этого типа не являлись редкостью на полях сражений. Способствовал этому и дульный тормоз, благодаря ему первый же выстрел демаскировал позицию немецких противотанкистов.




Немецкая картинка военного времени наглядно показывает, для чего была создана САУ Hornisse

Понимание того, что такое противотанковое орудие будет иметь низкую подвижность на поле боя, пришло к немецкому командованию быстро. Но буксируемые системы были сравнительно дёшевы, что позволяло массово насыщать ими войска. Тем не менее на совещании 23-25 июля 1942 года, которое проводил рейхсминистр вооружений и боеприпасов Шпеер, был поднят вопрос о подходящем самоходном шасси. К тому моменту Rheinmetall-Borsig работал над самоходным лафетом, предназначенным для установки 149-мм гаубицы sFH 18. Вполне логично выглядела идея разработать вариацию этого же шасси для установки на нём 8.8 cm Pak 43.

Правда, к тому моменту дизайн Pak 43 ещё не был окончательно утверждён, да и у Krupp имелись свои виды на то, как должна выглядеть самоходная установка подобного типа. Этим концерном был предложен переработанный вариант Pz.Sfl.IVc, шасси с весьма бурной и печальной судьбой. Поначалу его разрабатывали как истребитель ДОТ-ов, но до изготовления опытной машины дело не дошло. Перепроектированный вариант предполагал использование 8.8 cm Pak 43 с немного изменённым орудийным щитом. Работы над этим проектом дошли до стадии изготовления полноразмерного макета, но и он не был построен в металле. К тому моменту, когда макет построили, работы по шасси Rheinmetall-Borsig подходили к концу, да и Гитлер был настроен иметь одну базу для двух тяжёлых орудий.




Первый серийный образец Hornisse, февраль 1943 года
( Читать дальше... )

САУ

Previous post Next post
Up