Часть 1Рекордный самолет
Наконец 23 декабря 1942 года пилот компании Messerschmitt Карл Баур (Karl Baur) с аэродрома Аугсбурга поднял в небо первый прототип Me 264 V1. 22 февраля инженер-генерал Пасевальд (Pasewaldt) сообщил Герингу, что согласно расчетам постройка первого серийного Me 264 будет завершена в середине 1944 года. К сожалению для немцев, множество проблем и произошедшая 23 марта 1943 года аварийная посадка вновь замедлили реализацию программы. К этому времени адмирал Дениц пришел к выводу, что в качестве дальнего морского разведчика Me 264 должен был быть лучше, чем летающая лодка BV 222… Тем временем авиастроительные компании по-прежнему продолжали выдавать на гора проект за проектом. Кажется странным, почему проекты множились и принимались к рассмотрению, если у немецкой авиационной не было в наличии мощностей для серийного производства огромных четырехмоторных самолетов. И как это командование Luftwaffe могло игнорировать?
Шесть месяцев спустя - 8 июля 1943 года - Гитлер, ссылаясь на Деница и его заявления о необходимости разработки морского разведывательного самолета, заявил, что четырех- или шестимоторный Me 264 обладает дальностью … 17000 километров (из слов дискуссии) и был достаточно вооружен и быстр, чтобы
«действовать совместно с подводными лодками».
Он пообещал приложить все усилия и любой ценой поддержать производство Me 264. Однако Гитлер отказался от своего проекта бомбардировки территории США:
«несколько самолетов, которые будут отправлены туда не послужат никакой цели кроме как побудит население к сопротивлению».
Через 24 часа Эрхард Мильх в соответствии с мнением Гитлера высказался в пользу продолжения строительства трех экземпляров Me 264 и других боевых самолетов дальнего радиуса действия. Однако эти самолеты предназначались для экспериментальных задач, и военно-морской флот возобновил свой срочный запрос на бомбардировщики большой дальности.
В октябре 1943 года Эрнст Хейнкель обратил внимание на бесполезность Me 264, которого он называл
«рекордным самолетом».
По его словам лишь Ta 400 или серьезно переработанный вариант He 177 можно было по-настоящему использовать в соответствии с требованиями моряков. 14 числа Геринг, Фрибель, Мильх и Мессершмитт вновь обсудили программу Me 264, чтобы, наконец, прийти к очевидному: хотя работы по самолету идут, развитие программы невозможно. Производство большинства узлов пяти машин (прототипы со второго по шестой) находились на завершающей стадии, компания Messerschmitt не могла получить недостающее. В связи с изменением военной обстановки программа реактивного истребителя Me 262 получила в компании Messerschmitt наивысший приоритет. Кроме того, сборочные единицы недостроенных самолетов Me 264 планировалось временно перевезти из Аугсбурга в Герстхофен (Gersthofen), Бавария, и освободить площади для серийного производства двухмоторных истребителей Me 410.
Геринг согласился с мнением Мессершмитта, что строительство боевого самолета большой дальности - без разницы: Ju 390, Ta 400 или Me 264 - потребует выделения целого завода с необходимым персоналом, которых в сложившихся условиях катастрофически не хватало. Первоначально Геринг планировал использовать пражский завод компании Junkers для программы Ta 400, но затем отказался от этого решения, отметив задержки в его разработке. Со своей стороны Мильх указал, что производство Me 262 отнимает большое количество персонала, и предложил отказаться от Me 264; Геринг согласился с его мнением.
Уже на следующий день программа Ta 400 была закрыта, а судьба Ju 390 повисла на тонкой нити. 28 числа полковник Петерсен совершил полет на первом прототипе Me 264 V1, характеристики которого им были названы исключительными. Он предложил отказаться от производства прототипов и сразу же начать серийное производство!
Несколько дней спустя Мильх высказался о Me 264 более сурово:
«Me 264 не выиграет войну, но 262-й сможет выиграть. Именно поэтому все усилия должны быть сосредоточены на последнем. Если Мессершмитт не в состоянии быстро завершить это дело [Me 264], то я буду просить принять это решение. Мне не нужен самолет, который способен пролететь 20000 километров и который может развалиться на взлете, даже если это будет одна машина из десяти».
Тем временем испытания прототипа четырехмоторного Me 264 были продолжены. После проведенной 18 марта 1944 года бомбежки союзниками аэродрома Лехфельд (Lechfeld) испытания были переведены в Мемминген (Memmingen). Самолет был обречен, но некоторые продолжали верить в него. В соответствии с решением подполковника Зигфрида Кнемайера (Siegfried Knemeyer) была исследована возможность как установки дополнительных двигателей, так и замены авиамоторов на равное количество более мощных Jumo 222 A/B. По мнению Кнемайера Me 264 был единственным реальным дальним бомбардировщиком, который был нужен Третьему рейху, и поэтому подполковник ратовал за достройку его прототипов. Но в конце апреля 1944 года, когда первоначально установленные на первом прототипе V1 двигатели Jumo были заменены на BMW 801, изготовление второго прототипа V2 казалось находилось в подвешенном состоянии.
Программа Me 264 еще не была закрыта, хотя остальная часть истории представляет собой последовательность несоответствий. Военная обстановка быстро ухудшалась, и в начале 1944 года командование подводными лодками, равно как командование эскадрильями дальних самолетов-разведчиков, пришло к выводу, что ведение разведки большими недостаточно тяговооруженными самолетами типа Me 264 или Ju 390 будет нереальным:
«Me 264 был слишком медленным для дальних полетов над морем и, следовательно, непригодным для использования. Вот по этой причине необходим ввод в эксплуатацию Do 335, поскольку этот самолет на высоте 8000 метров может развивать скорость 725 км/ч и перемещаться на расстояние 9600 километров [так в тексте byakin]».
В конце июня 1944 года командование немецкого флота считало, что завершение производства He 177, как это было запланировано, было приемлемым, если … эти машины будут заменены достаточным количеством Me 264. Однако не ясно, каким образом можно было бы реализовать эти планы.
Примерно в то же время - 29 июня 1944 года - ответственные за испытания органы заявили окончательно, что Me 264 и Ju 390 в серийном производстве не смогут выполнять боевые операции из-за роста взлетной массы после добавления оборудования и нагрузки. Наконец, 18 июля 1944 года, первый и единственный Me 264 - прототип Me 264 V1 - стал жертвой жестокой бомбардировки союзниками аэродрома Мемминген. Бомбы разрушили часть элементов уже собранных в двух других прототипов, производство которых должно было быть возобновлено компанией Metallbau Ofingen (подставной компанией Мессершмитта), Ной-Ульм (Neu-Ulm). Поскольку в ходе налета было уничтожено около 80% оснастки, то изготовление прототипа Me 264 V2 ожидалось не ранее февраля 1945 года.
Тем не менее, 26 июля 1944 года командованием Luftwaffe была образована Sonderkommando Nebel - специальная группа под руководством гауптмана (капитана) Небеля (Hauptmann Nebel), задачей которой должна была стать организация производства. Остается загадкой как это подразделение должно было выполнять такую сложную задачу, имея в своем распоряжении крайне ограниченные ресурсы. Самым удивительным является то, что 5 августа Гитлер принял решение в пользу строительства в кратчайшие сроки второго Me 264! 30 августа министр вооружений Шпеер приказал
«запустить в срочном порядке производство Me 264, обеспечив его постройку всеми необходимыми средствами».
Тем не менее, Sonderkommando Nebel была явно не на высоте положения. Хотя серийное производство Me 264 было уже невозможно до лета 1945 года, 18 сентября Шпеер возобновил свой приказ. В протоколе, посвященном важным проектам, министр среди прочего ссылался на Me 264:
«Фюрером было принято решение о срочности программ V1, А4, а также Me 264».
Компания Messerschmitt пыталась завершить постройку прототипов Me 264 V2 и V3, но потеря почти всех сборочных узлов под бомбами сделала эту задачу невыполнимой. Изменение общей воздушной обстановки показало, что имевшегося у самолета вооружения было совершенно недостаточно. Впрочем, все это не помешало Вилли Мессершмитту обратиться к командованию сил воздушной разведки с предложением о повышении эффективности Me 264 путем установки двух или четырех дополнительных двигателей… Но эти дополнительных двигатели привели к такому расходу топлива, что дальность полета сократилась бы до 5000 километров, чего было совершенно недостаточно для выполнения задач дальней морской разведки.
23 сентября 1944 года работы над Me 264 были окончательно остановлены. Эти дата и решение указаны в техническом отчете (техническое распоряжение №2), написанном спустя менее месяца (18 октября 1944 года):
«производство Me 264 окончательно отменяется».
Таким образом, судьба старого проекта, длившегося в течение восьми лет, была решена. На программу были затрачены значительные силы и ресурсы и в итоге был получен всего один прототип … очень далекий от боевого варианта.
(
Читать дальше... )