Альтернативные истребители Челестино Розателли. Часть 2.

Oct 04, 2017 16:30


Перед тем как выложить данную статью, я желаю выразить слова признательности глубокоуважаемым коллегам за неоценимую помощь в ее создании: redstar72 за идеи, редактирование текста и номерные примечания и vasia23 за цветные профили. В примечаниях дополнительно указано их авторство, а также относятся ли они к реальной (РеИ) или альтернативной (АИ) истории.
Борьба за серийное производство

Несмотря на то, что после разговора с дуче генерал Валле выдал концерну FIAT заказ на производство 99 истребителей CR.43 Mangusta, судьба машины Розателли не была окончательно решена. Шла многомесячная подковёрная борьба, и заявления ряда историков авиации о том, что конкурс на создание истребителя-моноплана в рамках программы R - это

«“итальянская комедия” с изначально определенным победителем»,

не соответствуют действительности хотя бы из-за названия. Официально в историю авиации Италии он вошёл как

«первый конкурс на создание истребителя-перехватчика наземного базирования (1° Concorso Caccia Intercettore Terrestre)».

Интриги в авиастроительной промышленности и лоббизм её представителей в министерстве авиации и штабе RA привели к объявлению

«второго конкурса на создание истребителя-перехватчика наземного базирования (2° Concorso Caccia Intercettore Terrestre)».

И это произошло тогда, когда первая производственная серия «мангуст» была изготовлена, а оснащённая новыми машинами первая эскадрилья после переобучения пилотов в полном составе (12 машин) была послана в Испанию!

Так, в рамках конкурса 5 января 1938 года Генеральным директоратом по авиационной технике (Direzione Generale Costruzioni Aeronautiche - DGCA) была выпущена спецификация, требовавшая создания нового поколения одноместных одномоторных истребителей. Помимо проектов, представленных как концернами и крупными компаниями, так и компаниями второго ряда, в данном конкурсе приняло участие большое количество прототипов, «опоздавших» к конкурсу, проводившемуся в рамках программы R.

Проектами, представленными на конкурсе, были FIAT G.52 и CR.43bis, Avis CO.2, Nardi F.N.530, Caproni Ca.175, Macchi М.C.201, Reggiane Re.2001 [8] и Breda Ba.100. Почти все представленные проекты истребителей должны были быть цельнометаллическими низкопланами с радиальными двигателями; исключение составляли биплан Ca.175 и моноплан-парасоль CO.2 с изломом крыла как у «пулавчиков».

Среди прототипов, «опоздавших» к участию в конкурсе по программе R и участвовавших во втором конкурсе истребителей-перехватчиков наземного базирования, было большое количество довольно интересных самолётов.

Так, концерн Societa Italiana Ernesto Breda (Breda) [9] представил прототип Ro.51 (первый полёт состоялся летом 1937 года), компания Aeronautica Macchi (Macchi) - MC.200 Saetta (первый полёт - декабрь 1937 года), а входившие в состав концерна Caproni компании выдали аж три прототипа, из которых только один был разработан в соответствии с требованиями конкурса (Caproni-Vizzola F.5; первый полет - февраль 1939 года), а остальные два представляли собой «сочинения на свободную тему»: дальний истребитель Reggiane Re.2000 (первый полёт - май 1939 года) и истребитель-биплан с двигателем жидкостного охлаждения Caproni-Taliedo Ca.165 (первый полёт - февраль 1938 года). Даже небольшая компания Aeronautica Umbra S.A (AUSA; Umbra) [10] представила свой проект - тяжёлый истребитель AUT.18 (первый полёт - апрель 1939 года).

В течение 1939 года была проведена серия официальных испытаний прототипов, сопровождавшаяся упорной подковёрной борьбой, в которой конкуренты не стеснялись никаких средств. Первыми из гонки за контрактами вылетели архаичный и дорогой Caproni-Taliedo Ca.165 и разочаровавший всех IMAM Ro.51. Истребитель концерна Breda мало того, что имел плохие лётные характеристики - он обладал настолько плохой управляемостью, что, по меткому замечанию лётчика-испытателя Ремондино, на Ro.51 он

«не летел, а буквально шел по тонкому льду».

В серии официальных конкурсных испытательных и сравнительных полётов, проходивших в августе 1939 года в лётно-испытательном центре Гуидония, были представлены серийный истребитель FIAT CR.43 и сравнивавшиеся с ним прототипы Macchi M.C.200, Umbra AUT.18, Caproni-Vizzola F.5 и Reggiane Re.2000.

Первым из представленных в сравнительных испытаниях прототипов конкурс покинул Umbra AUT.18, оснащённый 1000-сильным бомбардировочным двигателем FIAT A-80 RC.41. Этот самолёт, показавший самые низкие лётные характеристики, разочаровал представителей штаба RA, имевших на него определённые виды.

Из трёх оставшихся прототипов MC.200 продемонстрировал хорошие скорость и скороподъёмность, которые были практически на уровне CR.43, исключительную маневренность и прочность конструкции, а также значительную скорость пикирования.

Caproni-Vizzola F.5 не продемонстрировал существенных преимуществ по сравнению с FIAT CR.43 и Macchi MC.200 - даже наоборот, показал немного меньшую скорость. С другой стороны, F.5 выгодно выделялся более низкой ценой. Если для изготовления CR.43 и МС.200 требовалось потратить 335 000 и 380 000 лир соответственно, то самолёт компании Caproni-Vizzola обходился всего в 295 000 лир.

Третий финалист - Reggiane Re.2000 - за счёт более совершенной аэродинамики и более мощного 985-сильного двигателя Piaggio P.XI RC40 продемонстрировал превосходство над FIAT CR.43 и Macchi MC.200 в скорости, маневренности, устойчивости и по посадочным характеристикам. В дальности полёта он превзошёл практически всех своих конкурентов. В ходе сравнительных испытаний выяснилось, что в учебных боях Re.2000 оказался более маневренным, чем лучшие на тот момент итальянские истребители FIAT CR.43 и Macchi MC.200. С другой стороны, установленные в центроплане крыла интегральные топливные баки стали причиной резкой критики со стороны итальянских военных. При полётных нагрузках некоторые заклёпки силовой конструкции крыла, а значит и баков ослаблялись, что вело к утечкам топлива.

В общем, выбор был сложным, и «на помощь» министерству авиации и штабу RA пришли лоббисты авиастроительных компаний. В упорной подковёрной борьбе концерн FIAT оказался более искушённым, нежели компания Macchi, и MC.200 не получил заказов, ограничившись постройкой единственного экземпляра прототипа MC.201 [11].

Под давлением графа Джованни Капрони начальник штаба RA генерал Валле 12 сентября 1939 года заказал 12 экземпляров Caproni-Vizzola F.5 нулевой серии, а после перепроектирования крыла Re.2000 (вместо пяти лонжеронов и интегральных топливных баков самолёт получил трёхлонжеронное крыло со стандартными вкладными баками) был допущен до нового тестирования в Гуидонии и Фурбара. После серии испытаний новая машина, имевшая в дальности полёта превосходство над CR.43, была рекомендована к принятию на вооружение.

В планах графа Капрони была полная замена CR.43 на Re.2000, но после действий лоббистов в министерстве авиации и заключения картельного сговора с FIAT компании Reggiane был выдан заказ на изготовление двухсот истребителей Re.2000. Машины концерна Caproni должны были использоваться в африканских колониях, имевших слабую аэродромную сеть, и в качестве палубных истребителей для проектировавшихся итальянских авианосцев, в то время как «мангусты» оставались на вооружении расквартированных в Европе и на средиземноморских островах истребительных частей RA.
Серийные модификации истребителя CR.43 Mangusta

За годы производства CR.43 Mangusta неоднократно модернизировали, упрощая производство, улучшая лётные характеристики и приспосабливая истребитель к иным формам боевого применения.

Первоначально изготавливались истребители производственных серий I-II (104 самолёта), которые отличались от прототипа ослабленным вооружением (один 12,7-мм и один 7,7-мм синхронизированные пулемёты Breda-SAFAT). Впоследствии их вооружение было усилено до штатного - двух синхронизированных 12,7-мм пулемётов Breda-SAFAT.
Истребители CR.43 Mangusta Serie III

После выпуска двух производственных серий концерном FIAT стала изготавливаться несколько упрощённая модель истребителя. От предыдущих серийных машин и прототипа самолёты III производственной серии отличались:

  • • вооружением - два синхронизированных 12,7-мм пулемёта Breda-SAFAT;
  • • неубирающейся хвостовой стойкой шасси, которая была снабжена обтекателем;
  • • фонарём кабины, в котором прозрачная задняя часть была заменена гаргротом c вырезами для обзора назад.



Схема истребителя CR.43 (III производственная серия) с радиостанцией


Профиль истребителя CR.43 (III производственная серия)

( Читать дальше... )

альтернативная авиация, ВВС Италии, #самолёты

Previous post Next post
Up