Впервые шведская промышленность занялась самоходными артиллерийскими установками в середине 1930-х годов. Речь идёт о зенитной самоходной установке Landsverk L 62 на базе лёгкого танка Landsverk L-60. Дальнейшее развитие этой темы привело к созданию экспортной зенитной самоходной установки Landsverk Anti. Венгерский вариант этой машины получил обозначение 40M Nimrod, причём применялся он венграми в первую очередь как противотанковое средство. Что же касается шведов, то сами они взялись за создание истребителей танков гораздо позже. Наиболее известным из них стала САУ pvkv m/43.
Самоходная пушка с большой задержкой
Необходимость создания противотанковой самоходной артиллерийской установки для шведских военных до поры до времени отсутствовала по вполне естественным причинам. Вплоть до конца 1930-х годов толщина брони танков позволяла бороться с ними при помощи буксируемой противотанковой артиллерии, обладавшей небольшой массой. В шведской армии с этой задачей вполне справлялась 37-мм противотанковая пушка 37 mm infanterikanon m/34 (позже pansarvärnskanon m/38). Она имела боевую массу 370 кг и без проблем перемещалась расчётом по полю боя. Характеристики бронепробития позволяли ей уверенно бороться с танками, имевшими противопульную броню.
Это орудие было разработано Bofors в том числе и для использования в качестве танкового. Впервые его установили на танке Strv m/31, позже оно использовалось на лёгких танках Strv m/38, Strv m/39, Strv m/40 и Strv m/41. В определённом смысле вооружённая такой пушкой машина сама становилась истребителем танков.
57 mm pvkan m/43, противотанковое орудие, созданное шведами для борьбы с перспективными танками. По характеристикам было близко к советской пушке ЗИС-3 и английской 6-фунтовой противотанковой пушке
Предпосылки к созданию шведских истребителей танков стали появляться в начале 1941 года. 4 апреля в военном ведомстве страны состоялось совещание, на котором обсуждались тенденции роста толщины брони и массы танков. Шведские военные прекрасно понимали, что при текущей тенденции роста противотанковые пушки скоро устареют. В перспективе, по мнению участников совещания, боевая масса танка должна была вырасти до 30-35 тонн, а толщина брони - до 70 мм.
Как раз на этом совещании впервые озвучили идею создать истребитель танков. Одним из итогов совещания стал запуск разработки более мощного орудия калибром 57 мм для замены 37 mm pvkan m/38. Это же орудие в танковом исполнении предполагалось установить на тяжёлый танк LAGO II, но в конце концов предпочтение отдали 75-мм орудию 7,5 cm kanon m/41 Strv с длиной ствола 31 калибр. По характеристикам это было вполне неплохое орудие, очень близкое к советской 76-мм танковой пушке Л-11. Именно в таком виде LAGO II и пустили в серию как Strv m/42. Для борьбы же с новыми танками вероятных противников на тот момент, как посчитали шведские военные, вполне достаточно было новой буксируемой противотанковой пушки, получившей обозначение 57 mm pvkan m/43. Правда, здесь шведы столкнулись с теми же проблемами, что и в других странах, где строили более крупные противотанковые системы. Боевая масса их орудия составляла 915 кг, так что перемещать её по полю боя силами расчёта стало значительно сложнее.
75-мм зенитные орудия Bofors во время войны очень активно использовались армиями разных государств, например Венгрии. Применялись они и как противотанковые средства
Шведы прекрасно понимали, что противотанковое орудие калибра 57 мм - это скорее полумера. Доходившая до них информация как о немецких, так и о советских танках однозначно свидетельствовала о том, что толщина брони боевых машин будет расти и дальше. В октябре 1941 года финны передали шведам информацию о советском 30-тонном среднем танке, а также о 50-тонном танке «Клим Ворошилов». К тактико-техническим характеристикам прилагалась и схема 30-тонного танка, в которой легко угадывался Т-34.
К появлению танков с более серьёзным бронированием шведская королевская армия оказалась частично готовой. Ещё с начала 1930-х годов в Швеции началось производство 75-мм зенитной пушки 7,5 cm Lvkan m/30. Это орудие в некоторой степени было прародителем знаменитой немецкой зенитной пушки 8.8 cm Flak 18. Шведская пушка имела очень неплохие показатели бронепробития и вполне могла использоваться как противотанковая. Правда, существовали две проблемы. Первая заключалась в том, что зенитное орудие было слишком высоким. Вторая проблема оказалась более существенной: боевая масса зенитки составляла более 4 тонн, катать такую пушку по полю боя было весьма нетривиальной задачей. Неудивительно, что ещё в начале 1941 года шведские военные задумались о самоходной версии орудия.
Эскизный проект 75-мм самоходного орудия на шасси LAGO, чертёж S-316, 16 января 1941 года
(
Читать дальше... )