После совещания у Устинова настроение Артема Ивановича было совсем никудышним. С одной стороны, вроде бы все в жизни хорошо, чего еще желать-то? Дома - любящая жена, есть и сын и дочь, на работу ходим в КБ имени себя любимого, и наверное ясно, кто в нем главный начальник. Грудь в орденах, генерал-полковник, с прошлого года еще и академик АН СССР, а уж сколько самолетов спроектировал - не сосчитать. Хотя сам, конечно, сейчас уже не столько по конструкторской, сколько по административной части, возраст все же не шутка, да и молодое поколение воспитывать надо. Но Микоян до сих пор вникал во все детали: вот и крайний самолет его КБ, МиГ-23, который аккурат в мае сего года на вооружение приняли, Артем Иванович знал только что не наизусть, хотя главным конструктором его он не был.
Нет, с его КБ все будет нормально, они только что дали ВВС фронтовой истребитель, который пойдет в огромную серию, коллектив Микоян подобрал отличный, так что перспективы у него самые радужные, но… Не к добру это увлечение Д.Ф. Устинова самолетами вертикального взлета и посадки. Не тем делом занялся Александр Сергеевич, ох не тем… Сложно сказать, почему такое вышло, но некогда мощное КБ А.С. Яковлева как-то неожиданно оказалось на вторых ролях. В части истребителей и перехватчиков правили бал МиГ и Су, а в области бомбардировщиков лидерство постепенно переходило к КБ Туполева, так что Яковлев рисковал остаться не у дел и ему грозило вовсе уйти из военной тематики. Вот и взялся за СВВП - никто больше особого желания проектировать эти самолеты не изъявлял, так что конкуренции у Яковлева как будто не просматривалось. Да только, по мнению Микояна, СВВП были тупиковой ветвью в развитии авиации. Ну да, теоретически вертикальный взлет и посадка давали массу преимуществ, но вот практически приходилось платить за это так дорого, что овчинка не стоила выделки.
На ранних версиях МиГ-23, пытаясь создать самолет с укороченным взлетом и посадкой, тоже пытались использовать дополнительные двигатели, работавшие только при подъеме машины в воздух, но вскоре стало ясно, что дело это вконец бесперспективное. А Яковлеву предстояло обеспечивать подъемными двигателями не укороченный, а вертикальный взлет и посадку, и тут никаких шансов приблизиться к характеристикам МиГ-а у его детища не было.
Но вот теперь… с одной стороны, Горшков пробил-таки разработку большого атомного авианосца, проект 1160, вот и МиГ получил заказ на палубный истребитель. Конечно, моряки хотели что поновее, поэтому решили, не мудрствуя лукаво, делать на основе пошедшего в серию МиГ-23. Будет МиГ-23А, то бишь «авианосный», получится неплохой самолет, Андреев, главный конструктор МиГ-23 не подведет, все сделает как надо, вот только… Чувствовал Артем Иванович, что не будет хода атомному авианосцу. Видно было, что у Устинова к такому кораблю душа совсем не лежит. Но вот СВВП Дмитрий Федорович одобрял всецело: вот и третий после «Москвы» и «Ленинграда» авианесущий корабль приказал строить по новому проекту 1143 с обязательным базированием на нем Як-36МФ - сверхзвуковой СВВП, истребитель-перехватчик, который обещался сделать Яковлев. То есть не то, чтобы приказал, да только мнение секретаря ЦК КПСС так вот запросто не проигнорируешь. Устинов считал, и не скрывал этого, что за СВВП будущее, и что недалек тот день, когда «вертикалки» сменят фронтовую авиацию.
(
Читать дальше... )