США, сентябрь 1941-го, совещание в Вашингтоне. Первым докладывал госсекретарь:
- Япония лихорадочно готовится к агрессивной войне. Только агрессия Японии будет направлена не на север, а на юг. Разведотделы армии и флота подтверждают эти выводы.
- Да, - заговорил начальник штаба армии, - нападать на СССР японцы если и собираются, то в какой-то отдалённой перспективе. Японское руководство убедилось: несмотря на тяжёлое положение на советско-германском фронте, СССР не ослабляет свою военную группировку на Дальнем Востоке. Советская армия сохраняет высокий боевой дух, не наблюдается также никаких признаков внутреннего разложения. Японцы решили: хурма ещё не доспела.
- Вот?
- Японцам присуще очень развитое поэтически-метафорическое мышление. Под хурмой они подразумевают СССР, а то, что она ещё не дозрела …
- Достаточно, я понял, - сказал президент.
- Сведения разведки дают однозначный вывод: японцы ударят на юг. Это грозит нам крупными осложнениями. Мы можем получить войну на два фронта, то бишь на два океана. Наши силы будут разделены между Атлантикой и Тихим океаном. Мы не сможем нигде сосредоточить превосходящие силы.
Дальше заговорил начальник штаба флота :
- Японцы во второй половине этого года построили два новых очень мощных линкора, а также два тяжёлых авианосца и два лёгких. В ближайшее время они должны ввести в строй эти корабли. Если они успеют сделать это, то японцы серьёзно усилятся. Война с ними после этого будет гораздо тяжелее.
- Обстановка ясна. Есть ли у нас план на такой случай?
- Да, господин президент, план Оранжевый PN 93.
- Приступайте к исполнению.
Сразу было закрыто японское консульство на острове Оаху. Японским кораблям ещё раньше было запрещено заходить в порты острова. Японцы с этого времени совершенно не знали, что делается на Оаху, в том числе в Пёрл-Харборе - американской ВМБ на острове.
По дипломатической линии Японии были предъявлены требования (т.н. нота Хэлла) вывести войска из Индокитая и Китая. Японцы приняли ноту за ультиматум - это и был настоящий ультиматум. В случае невыполнения своих требований США считали себя вправе начать принуждение Японии к выполнению.
Тихоокеанский флот США получил усиление, проводились крупномасштабные учения. Отрабатывалась, в частности, заправка кораблей с танкеров в открытом океане. Увеличивалась американская «добровольческая авиагруппа» в Китае.
В середине октября главные силы Тихоокеанского флота скрытно собрались у атолла Мидуэй. Всего в соединении под началом адмирала Киммеля насчитывалось 13 линкоров, 5 авианосцев, 10 тяжёлых и 10 лёгких крейсеров, 50 эсминцев. Вскоре флот, выстроившись походной колонной, выступил. Американцы шли северным путём, где практически не было судоходства - следовательно, очень мала была вероятность, что какое-нибудь судно увидит американский флот, идущий на запад.
Скрытности похода способствовали увеличивавшиеся осенние ночи, а также туманная и дождливая погода. С другой стороны, ночи и погода способствовали тому, что американские корабли и друг друга теряли из виду, появлялись отстающие, огромная колонна норовила чрезмерно растянуться. Приходилось пользоваться радио, чтобы сохранять строй. Однако японская радиоразведка не вычленила эти сигналы из массы сигналов радиоэфира. Предпринятая американцами радиоигра убеждала японцев, что флот США оставался в Пёрл-Харборе и Сан-Диего.
![](http://alternathistory.com/files/resize/users/user34124/79081_original_1-730x485.png)
Маршрут Тихоокеанского флота США
(
Читать дальше... )