Альтфлот 1906-1939: Первые авианосцы России.

Mar 06, 2017 11:08


Наконец то пост про первые отечественный авианосцы, который я собирался выложить еще в прошлом году. Состав авиагрупп не сильно расписывал потому что они есть вот тут - истребители и ударные самолеты.

Вопрос о строительстве авианесущих кораблей для нашего флота остро не стоял, считали главное сохранить то что осталось и достроить то что строилось. Но подписание Вашингтонского морского соглашения в 1922 году практически подтолкнуло к строительству таких кораблей.

По условиям соглашения России отводилась квота в 75000 т. для постройки авианосцев, впрочем вследствие малого представления о возможности этих кораблей для русской делегации эта тема стояла на втором месте, поэтому Россия приняла ее без обсуждения. Однако после того как информация о таком положении ушла в штаб морских сил, это вызвало переполох, не обходимо было обозначить свои намеренья по кораблям такого класса.

Строить авианосцы Россия тогда не могла и даже самые отчаянные головы понимали что еще лет 10 такая возможность не появиться (на стапелях возились с двумя оставшимися ЛКр типа «Измаил» которые во что бы это не стало хотели сохранить и с 5 недостроенными легкими крейсерами). Переоборудовать гражданские суда так же не очень желали из-за их низкой боевой устойчивости (в России воспринимали авианосцы как полноценные боевые корабли которые могут выдержать артиллерийский бой хотя бы с легкими крейсерами). Оставалось только переоборудовать списываемые корабли, благо проект соглашения это позволял. В течении недели была создана комиссия которая должна была обозначить переоборудуемые корабли до окончательного подписания соглашения.

Условно все корабли разделили на 3 группы:

  • До-дредноуты.

  • Броненосные крейсера типа «Рюрик»
  • Небоеспособные линкоры «Полтава» и поднятая «Императрица Мария» которая получила название «Демократия».

Первую группу отмели сразу из-за небольшой скорости и достаточно малого размера.

Дредноуты так же не очень впечатляли. «Полтаву» можно было отремонтировать в течении года, но стоимость и затраты на перестройку «Демократии» практически равнялись постройке специализированного авианосца.

Оставались крейсера которые в документах конференции упрямо именовались линейными (кстати это в конце концов узаконили и в России) их и выбрали. Причин было несколько:

Длина этих кораблей составляла171,2 м, при ширине 23, это было не намного меньше размеров «Полтавы» («Демократия» к тому же проигрывала по длине).

Кроме того по предварительным подсчётам общее водоизмещение новых авианосцев составит 33000 тонн против 40000 при переоборудовании любых других кораблей, что позволяло иметь больший лимит для постройки новых кораблей этого класса.

Не маловажен был и тот факт, что «Рюрики» были элементарно быстрее (правда ненамного).

Вообщем за неделю до окончания конференции глава делегации Крылов сообщил о намеренье Российского государства пререстроить в авианесущие корабли (именно такой классификации придерживалась наша страна) два линейных крейсера (в морском ведомстве просто махнули рукой на этот термин - все равно выводить из состава флота) «Адмирал Макаров» и «Баян».

Корабли тихо вывели из состава флота практически  сразу после подписания соглашения, но проекта как и технического задания на производство переоборудования пока не было. В план работ на 1922 год поставили только снятие орудий ГК. Кстати работы впервые в истории решили производить прямо на Дальнем Востоке:

Во первых это могло дать дополнительный толчок к развитию региона, при том в событиях 1917-1919 годов местное население показало лояльность действующей власти.

Во вторых помощь в перестройке кораблей согласились предоставить несколько американских верфей, а проведение работ во Владивостоке позволяло сократить транспортные издержки.

Из минусов: не достаточное оснащение только что созданного из различных мастерских «Дальсудзавода», недостаток классифицированных кадров и как следствие более длительный срок постройки.

Весь 1922 год группа в состав которой так же входили генерал флота Крылов, инженер В.П. Костенко, а так же представители штаба прорабатывали тех задание под имеющиеся «коробки». Наконец в декабре того же года сформировали требования.

По предварительному проекту крейсера должны стать авианесущими кораблями с развитой надстройкой-островом (флотоводцы на отрез отказались принимать проект, где мостик где то там под палубой). Авиационная группа должна была составлять 18-20 самолетов (равное количество истребителей и разведчиков - бомбардировщиков).

Много вопросов вызвала артиллерия. Изначально планировалась установить две облегченные башни со списываемых линкоров - додредноутов «Андрей Первозванный» с двумя 203 мм орудиями, но тогда согласно договору количество орудий было ограничено,  тогда решили, что 130 мм орудий вполне хватит, но их должно быть много. В конечном варианте их установили вместо бывших казематных 120 мм (7 с правого борта и 9 с левого), кроме того специально для этих кораблей спроектировали двухорудийные башни который установили спереди и сзади от острова. Кстати на  Сибирской флотилии они стали стандартными и для крейсеров. Главный броневой пояс как и остальное бронирование оставшееся от «линейного» прошлого так же было решено демонтировать, вместо него борт (включая ангар), боевая рубка, башни и палуба должна быть прикрыта броней толщиной от 50 до 75 мм (этого посчитали достаточным для защиты от артиллерии ЭМ и легких крейсеров с большого расстояния).

Было решено, что один корабль останется в составе флотилии, а один будет действовать на Средиземном или Чёрном морях. Но тут скрывалась одна проблема формально ограничений на проход авианосцев в Босфоре не было, но они не указывались и в договоре о проливах, что могло послужить поводом заявить о его нарушении. Поэтому пошли следующим путем - в классификации Российского флота официально авианосцев не было, они классифицировались как крейсера с авиационным вооружением, в тоже время по Вашингтонскому соглашению они проходили как авианосцы. Турция которая усилинно развивала отношения с нашей страной согласилась на российский подход обозначив в дополнительной статье договора о проливах данные условия.

Полностью проект который разрабатывался коллективом во главе с В.П. Костенко был готов к весне 1923 года. Правда полномасштабные работы смогли начаться только в следующем году поскольку производственные мощности были заняты переоборудованием в учебный корабль крейсера «Рюрик». Все же за 1923 смогли окончить демонтаж ненужного вооружения и оборудования.

Работы начались в апреле 1924, но закончились только в 1927. Причин для этого оказалось много и недостаток финансированя из-за блокирования ряда программ парламентом и недостаток производственных мощностей на Дальнем Востоке.

Так же несмотря на все ухищрения кораблям пришлось все таки проходить докование сроком по полгода, а поскольку док такого размера был пока один, они проходили ее по очереди, что так же затянуло процедуру вступления в строй.

Переоборудование заключалось в следующем.

С правого борта установили новую надстройку шириной всего 6 м. и объединённые дымовые трубы (количество котлов за счет перевода оставшихся на нефтяное отопление сократилось до 20). Для частичной компенсации дополнительного веса полетная палуба была несколько вынесена с помощью пиллерсов на левый борт.




Установка пиллерсов на авианосце «контр-адмирал Можайский» (видны уже сформированная передняя стенка ангара), июнь 1926 г.

( Читать дальше... )

авианосцы России, альтернативное кораблестроение

Previous post Next post
Up