14 августа 2014 года Швеция отметила 200-летие со дня подписания перемирия с Норвегией. С 1814 года Швеция больше не воевала, сохраняя вместе с тем крупнейшую в регионе армию. Через 100 лет после этого шведы могли снова вступить в войну. Но в результате ожесточённой дискуссии между шведскими политиками было решено воздержаться от объявления войны России. Начавшаяся 2 августа 1914 года в стране мобилизация не переросла в реальные боевые действия, и кровавая мясорубка Первой мировой войны обошла Швецию стороной.
Вместо этого шведы смогли заработать, поставляя продовольствие и различные материалы обеим сторонам конфликта, в том числе и Германии. А после окончания войны, несмотря на свой нейтральный статус, Швеция поспешила приобщиться к передовым достижениям военной мысли воевавших стран. В результате первым танком шведской армии стал опоздавший на войну немецкий LK-II, принятый на вооружение как Strv m/21.
Дивиденды нейтралитета
Торговля с Германией оказалась выигрышной не только с точки зрения прибыли, но и в военном отношении. Надо сказать, что с некоторыми немецкими производителями, такими, как концерн Krupp, шведские оружейные фирмы, в частности, Bofors, до Первой мировой войны конкурировали. А после начала войны начались плотные контакты в оборонной сфере. Именно от немцев в январе 1918 года шведские военные узнали о новом типе оружия - танках. Трофейный английский танк был продемонстрирован шведской делегации.
Знакомство шведских военных с трофейным английским танком. Германия, январь 1918 года
Немецкое танкостроение в это время переживало далеко не лучшие времена. В начале 1918 года велись ожесточённые споры между Йозефом Фольмером, который руководил разработками танков, и немецким генералитетом. По мнению Фольмера, вместо бронированных чудовищ вроде 120-тонного K-Wagen, который ему заказали, требовалось строить сотнями лёгкие танки LK (Leichte Kampfwagen, дословно «лёгкая боевая машина»), вооружённые пулемётами либо лёгкими пушками. К слову, LK, очень похожий на английский средний танк Mk.A Whippet, на деле был собственной немецкой разработкой.
Хоть как-то пробить брешь недоверия генералов к LK удалось только с появлением Mk.A Whippet на полях сражений. Случилось это в марте 1918 года. До того программа LK, запущенная ещё в сентябре 1917 года, постоянно торпедировалась военным руководством. В итоге немецкие генералы доигрались: за всю войну армия Германии получила всего 20 тяжёлых танков A7V. Что же касается LK, то с организацией его производства немцы и вовсе опоздали. К ноябрю 1918 года было произведено всего два LK-II. Куда больше оказалось недостроенных машин.
Таким LK-II был в исходной конфигурации. Серийный танк выглядел совсем иначе
( Читать дальше... )