На ТВКРах проекта 1143 основным ЛА был Як-38. По истечении довольно продолжительного срока стало ясно что КБ Яковлева не справилось с постройкой перспективного самолета Як-41. Поэтому весь задел решено было передать КБ Мясищева, а яковлевцев озадачить перспективным учебно-тренировочным/учебно-боевым самолетом. В этой истории строительство самолета ДЛРО оставалось у КБ Антонова.
Используя наработки КБ Яковлева мясищевцы довольно быстро добились прогресса и построили свой первый палубный самолет М-1381. Мясищев первый из проекта Як-38, вариант один.
М-1381 представлял собой среднеплан с трапециевидным крылом двойной стреловидности и стреловидным оперением. Для удобства размещения в ангаре консоли крыла выполнялись складывающимися. Шасси - трехопорное, с носовым колесом, основные колеса - тормозные.
В состав комбинированной силовой установки входили подъемно-маршевый двигатель (ПМД) Р27В-300 с тягой в 6100 кгс и подъемный двигатель (ПД) РД36-35ФВ (позже РД36-35ФВР) с тягой 2900 (3050) кгс. ПМД имел одиннадцатиступенчатый компрессор и двухступенчатую турбину. Сопло - нерегулируемое, подвод воздуха - через однорежимные боковые воздухозаборники. Запуск ПМД - электрический, от внешнего источника питания. Двигатель РД36-35ФВ имел шестиступенчатый компрессор, одноступенчатую турбину и располагался наклоном оси на 10° вперед от вертикали. Двигатели работали на авиационном керосине, штатный запас которого составлял 2750 кг и помещался в кессонбаке между ПД и МД, а также в баке, расположенном в хвостовой части фюзеляжа.
Но все портила двигательная установка. В отличие от английского Rolls-Royce Pegasus с четырьмя поворотными соплами, «Эмку» поднимали в воздух три. Два подъемных и один подъемно маршевый. Из-за чрезвычайно малой дальности полета на режиме вертикального взлета, самолет М-1381 был переработан для режима КВП. Поэтому серийные варианты отличались кардинально переработанными силовыми установками Рыбинского завода и двигательной схемой. Самолет имел два маршевых двигателя типа РД36-36 и один подъемный РД36-35.
Поначалу планировалось выпускать самолеты в одно и двухместных модификациях, но позже приняли решение делать только двухместный вариант. Но флот хотел более компактный самолет. Для этого, опять-таки, используя наработки по самолету Як-39, создали М-2391. Самолет видоизменили для двухдвигательной схемы (один ПД и один МД) и начали выпускать как одноместный палубный истребитель.
Но дальше встал вопрос: «Какой самолет нужен для перспективного атомного авианосца»?
На конкурс, проведенный в 1980 году, откликнулись КБ Яковлева, Микояна, Сухого, «молодые гвардии» вышеназванных КБ, а также КБ Миля, Камова.
Были представлены корабельные варианты Су-17М4, Як-41, МиГ-29 УБК, Су-25УБК, М-2392М, М-2381, МиГ-27К, Бе-32К, МиГ-21МГК, Ан-32 ДЛРО. Вне конкурса выступали Ка-126К и югославский СА-342Н Партизан.
Внимание участников привлек самолет МиГ-21МГК (молодая гвардия корабельный). Оснащенный двумя двигателями и мощным бортовым РТВ, самолет позиционировался как истребитель, истребитель-перехватчик и легкий разведчик. К сожаления «Молодогвардейцы» ограничились только прорисовкой контура и в дальнейшем выбыли из борьбы.
КБ Сухого представило корабельную модификацию Су-17М4. Перестроенная носовая часть, зафиксированные на угле 30 гр. складные крылья без механизма поворота, измененная установка в корне крыла 30-мм пушки. На фоне этого перспективного самолета, су-25УБК как-то быстро сошел с дистанции.
С развернутым крылом ошибка вышла. Извините!
Главным конкурентом Су был МиГ-27К. На нем оставили механизм складывания крыла, но переработали узлы подвески и полностью сменили носовую часть. Излишне мощную пушку ГШ-6-30 заменили одноствольной пушкой того же калибра в подвесном контейнере. И хотя он (контейнер) везде упоминался как несъемный, такую возможность оставили. На крайний случай.
КБ Мясищева представило улучшенный М-2392М, оснащенный двумя маршевыми двигателями и обладавший коротким взлетом и низкой посадочной скоростью, а так же переработанную модель 2382. Она, в свою очередь, отличалась сменным кабинным модулем. За несколько часов, даже в полевых (читай на корабле), можно было видоизменить самолет в одноместный или двухместный. Кроме того совместно с КБ Яковлева был представлен самолет Як-41.
Самолет Бе-32К был представлен как самолет снабжения и легкий заправщик, а также платформа для легкого самолета ДЛРО.
КБ Антонова представило предсерийный образец самолета ДЛРО Ан-32 с массогабаритным макетом системы «Око-802».
Вертолет Ка-126К, оснащенный более мощным турбовальным двигателем, претендовал на роль легкого вертолеты связи и ПЛО. На туже роль пробивался, очаровавший всех, французо-югославский «Партизан».
После рассмотрения всех проектов, на второй этап конкурса были допущены:
Су-17М4К, МиГ-27К, МиГ-29УБК (как очень перспективный самолет), Як-41 (при условии, что он за один год будет доведен до серии), Ан-32ДРЛО, корабельный вертолет Ка-25 с его модернизацией или новый увеличенный Ка-ЕЕ. КБ Миля предложили проработать вариант выпуска Са-342 на своем Казанском заводе (будущий Ми-34 (АИ!)).
Но тут КБ Мясищева выложило свой козырный туз. Экспериментальный М-ЕК. Сверхзвуковой корабельный истребитель. Взлетный вес 25 тн, боевая нагрузка до 6100 кг, скорость - 1,7 М, 4 узла внешней подвески, емкий внутренний отсек, 1-2 30-мм пушки, возможность дозаправки в воздухе.
Не вдаваясь в дальнейшие тонкости, спешу поставить ТОЧКУ…