Месяц назад индийский флот пополнился двумя новыми боевыми кораблями, причем оба являются головными в сериях.
Итак, начнем с головного эсминца пр. 15А, известного под именем "Kolkata" (Калькутта). Корабль передан ВМС Индии 10.07.2014 г.
Вот чего
пишут про данный корабль:
Эсминцы проекта 15А являются дальнейшим развитием кораблей проекта 15 (типа Delhi), спроектированных в 1980-е годы при активном содействии советского Северного ПКБ и построенных к 2001 году на MDL в количестве трех единиц при активном советском/российском участии. Разработка модифицированного варианта проекта 15 при содействии все того же Северного ПКБ была начата в Индии проектным управлением ВМС еще в 1986 году, а после 2000 года проект перерабатывался с расширением использования западных и израильских систем. Строительство трех кораблей проекта 15А было утверждено индийским правительством в мае 2000 года, а закладка головного корабля D 63 Kolkata была осуществлена на MDL в Мумбае 27 сентября 2003 года с планировавшимся сроком сдачи ВМС Индии в 2009-2010 годах.
Подобно всем прочим индийским кораблестроительным программам, постройка кораблей проекта 15А превратилась в долгострой. Головной корабль Kolkata был спущен на воду 30 марта 2006 года, но достраивался более семи лет и только в 2013 году был передан на испытания. При этом, несмотря на передачу ВМС Индии, на корабле до сего времени фактически отсутствует одна из ключевых систем штатного вооружения - разрабатываемый совместно с Израилем ЗРК большой и средней дальности LR-SAM (Barak 2, он же Barak 8), и сроки готовности этого комплекса
остаются неясными. В тоже время на корабле уже установлены и испытаны израильский многфункциональный радиолокационный комплекс IAI Elta EL/M-2248 MF-STAR с АФАР, и противокорабельный ракетный комплекс BrahMos. Cтоимость постройки Kolkata оценивется индийскими источниками примерно в 2 млрд долл.
В стадии достройки на MDL находятся и два других корабля проекта 15А - эсминцы D 64 Kochi (был заложен 25 октября 2005 года, спущен 18 сентября 2009 года, вывод на испытания планируется в этом году) и D 65 Chennai (заложен 21 февраля 2006 года, спущен 1 апреля 2010 года). В январе 2011 года правительство Индии утвердило постройку четырех эскадренных миноносцев следующей модификации - проекта 15В. Головной корабль проекта 15В Bangalore был заложен на MDL 12 октября 2013 года.
Итак, про ТТХ известно
вот чего:
Водоизмещение стандартное 6800, полное 7800 т., длина 163 м., ширина 17.4 м., осадка 6.5 м. Пропульсивная система газотурбинная, по схеме COGAG (комбинированная, две газовые турбины), имеются дизельгенераторы (как я понял - 2 основных, мощностью 7400 kW + 4 резервных).
Скорость полного хода 30 уз., дальность плавания 8000 морских миль на 18 узлах.
Экипаж 250 человек.
Весьма недурственное радио-электронное вооружение. Прежде всего многофункциональный РЛК израильского производства EL/M-2248 MF-STAR - 4 АФАР, S-диапазон, возможность обнаружения высотной цели типа "истребитель" на дальности 250 км., низколетящей цели типа ПКР - 25 км. Сам РЛК довольно легкий - вес четырек АФАР с сопутствующим оборудованием ок. 6900 кг. Все это завязано на АСБУ BEL EMCCA Mk4. Дополняют это богатство РЛС обнаружения воздушных целей BEL RAWL-02 (Thales LW-08, D-диапазон), РЛС управления стрельбой IAI EL/M-2238 (L band). В общем - вполне на уровне.
Ну и для полноты картины имеется еще подкильная ГАС HUMSA-NG, буксируемая ГАС BEL Nagin, отакже система РЭБ Elbit Deseaver MkII
Вооружение: артиллерийское представлено 76-мм. АУ Oto Melara SRGM (ранее предполагалось, что будет 100-мм АУ А-190), оружием "последнего шанса" выступают 4 30-мм "гатлинга" АК-630М.
Ракетное ударное вооружение: 2х8 ВПУ под ПКР "Brahmos" - 16 ПКР в залпе, весьма недурственно.
Зентно-ракетное: также весьма мощное (в теории), 2 ВПУ по 16 ячеек под ЗРК
"Barak-8" (на баковой надстройке) - дальнобойный ЗРК, максимальная дальность поражения до 70 км., высотность до 16 км., двухступенчатая ЗУР массой 275 кг., БЧ 60 кг., скорость ЗУР 2 Маха.
Кроме этого имеется ЗРК самообороны "Barak-1" - также 2 ВПУ по 16 ячеек, располагающихся позади кормового дымохода.
Противолодочное вооружение - 2х2 533-мм. ТА и 2 РБУ 6000.
Авиационное вооружение - два вертолета ПЛО, причем размерность ангаров позволяет эксплуатировать как крупные Си-Кинги, так и более компактные Dhruv.
Таким образом, получается довольно неплохо сбалансированный как по ПВО и ПЛО, так и по ударным возможностям проект.
К сожалению, возникли некоторые нюансы (это еще помимо традиционного долгостроя) - "главный калибр ПВО" в виде ЗРК LR-SAM , также известный как "Барак-8" немного
подзадержался, причем перспективы его готовности до сих пор остаются туманными. Т.о., по возможностям ПВО на данный момент "Калькутта" уступает своему менее продвинутому предшественнику - ЭМ типа "Дели". Вот такая вот пичалька...
Тем не менее, как уже было сказано выше, планируется развитие данного проекта - строительство ЭМ пр. 15В, с более мощным вооружением. В частности, предполагается оснащение в качестве ударного комплекса гиперзвуковыми ПКР "Брамос-2" (также, полагаю, возможен переход от разномастных ВПУ к унифицированным УВП). Стремление строить подобные корабли вполне понятно - у возможных оппонентов работы над кораблями аналогичного класса идут полным ходом (китайский флот уже располагает не менее 8 единицами ЭМ пр. 51С + 1 новый ЭМ пр. 51 D принят флотом весной этого года + 1 аналогичный проходит испытания + не менее 4-х аналогичных еще строятся; и это не считая более старых). Так что будем посмотреть.
Другой корабль, корвет ПЛО пр. 28 "Kamorta". Данные корабли строятся для замены устаревших СКР советской постройки, переданных Индии в начале 70-х.
Несмотря на то, что называется это корветом ПЛО, размерения и водоизмещение вполне фрегатовские (но об этом ниже).
Вот чего про головной корабль
пишут:
Вслед за головным эсминцем проекта 15А D 63 Kolkata, ВМС Индии 12 июля 2014 года получили еще один головной корабль национальной постройки нового типа - противолодочный корвет Kamorta, первый в серии проекта 28. Передача флоту корабля, построенного на государственной верфи Garden Reach Shipbuilders & Engineers Limited (GRSE) в Колкате (бывшая Калькутта), состоялась на этом предприятии. Официальная церемония ввода корвета Kamorta в строй ВМС Индии должна состояться в Вишакхапатнаме в августе.
...Корабли проекта 28 разрабатывались специально для замены в ВМС Индии сторожевых кораблей советской постройки проекта 159Э. Строительство четырех кораблей проекта 28 было санкционировано в 2003 году, головной корвет Kamorta был заложен на GRSE в Колкате 20 ноября 2006 года, спущен на воду 19 апреля 2010 года и передан на испытания в начале 2013 года. Испытания корабля сопровождались многочисленными техническими проблемами, в основном связанными с энергетической установкой, а также посадкой Kamorta на мель 25 октября 2013 года.
В настоящее время на GRSE продолжается постройка трех следующих корветов проекта 28 - Kadmatt (был заложен 27 сентября 2007 года, спущен на воду 24 октября 2011 года), Kiltan (заложен 10 августа 2010 года, спущен 26 марта 2013 года) и Kavaratti (заложен 20 января 2012 года). В последующем планируется построить для ВМС Индии восемь корветов модифицированного проекта 28А.
Итак,
ТТХ проекта:
Водоизмещение стандартное/полное 2800/3400 т. Размерения: длина 109.1 м., ширина 13.7 м. Пропульсивная система комбинированная дизельная, по схеме CODAD (4 дизеля, лицензионные французские SEMT PIELSTICK , мощность 3888 kW). Скорость полного ходя 25 уз., дальность плавания на 18 узлах 3500 морских миль.
Экипаж 195 человек, из них 15 - офицеры.
Электронное вооружение представлено трехкоординатной РЛС IAI EL/M-2221 STGR израильского производства, РЛС BEL Shikari, система связи BEL RAWL02. В наличие ГАС, а также система РЭБ Deseaver MK II.
Артиллериййское вооружение: все та-же 76-мм АУ Ото-Мелара, все те-же АК-630М в количестве 2 АУ.
ЗРК "Барак-1" - 2х8 ВПУ располагаются в кормой надстройке побортно.
ПЛО представлено 2х3 ТА неясного калибра и 2 РБУ-6000.
Авиационное вооружение - вертолет ПЛО типа "Си-Кинг" в постоянном ангаре.
Ударное вооружение не наблюдается, но рискну предположить, что хотя-бы под пакеты ПУ ПКР "Уран-Э" место и энергетика зарезервированы.
А теперь внимание, вопрос: почему корабль таких размерений и водоизмещения отнесли к корветам? Мне лично это не совсем понятно.
Итак, вот такие вот новинки имеют место быть в индийском флоте.
Источник -
http://blogs.privet.ru/user/alternathistory/147629178