Рис. 6. Вариант окраски вертолета Flettner Fl 265
Данный материал был переведен уважаемым коллегой NF и немного доработан мной.
Предисловие
Первый вертолёт с соосными винтами был разработан Антоном Флеттнером (Anton Flettner) и его сотрудниками в Йоханнистале (Johannistal), Берлин, в 1938 году. Облётывал вертолёт бывший шеф-пилот фирмы Arado капитан Рихард Перла (Richard Perla). В приведенном ниже материале мы расскажем о его воспоминаниях по части испытаний этого столь нового для того времени летательного аппарата.
Flettner Fl 265 разрабатывался в глубокой тайне по заказу RLM при участии генерал-инженеров Лухта (Lucht) и Райденбаха (Reidenbach).
Создание Fl 265
Первой разработкой профессора Курта Танка в качестве технического директора фирмы Focke Wulf был учебный двухместный самолёт FW 44 «Stieglitz». Фюзеляж этого самолета был использован Флеттнером для вертолёта Fl 265. Для этого коленвал 140-сильного двигателя фирмы Siemens-Halske был продлён назад, позволив, таким образом, через конический редуктор вращать основной приводной вал ротора. Этот расположенный вертикально приводной вал вращал роторы с их горизонтальными шарнирами. Оба ротора длиной по 6,5 метра, к которым крепились лопасти длиной профиля 25 см, были изготовлены из стальных бесшовных труб.
Рис. 1. Первые испытания Fl 265 в ангаре, когда из соображений безопасности вертолёт был прикреплён тросом к его полу. Перед двигателем установлен вентилятор для охлаждения. Через гибкий рукав выхлопные газы отводились из ангара
Управление осуществлялось пилотом при помощи ручки. Шарниры передавали прилагаемые воздейстия ручки управления на роторы. Поскольку вращение роторов происходило соосно и в противоположных направлениях, то привод роторов был полностью не зависимым и потому можно было отказаться от иcпользования заднего винта.
Первые попытки выполнить полёт на Fl 265 V1, номер гражданской регистрации и бортовой опознавательный знак D-EFLV (D - Германия; E-взлётный вес до 1000 кг; FL -Flettner; V-опытный летательный аппарат), были выполнены капитаном Перла в строго охраняемом ангаре поблизости от местечка Йоханнисталь. Для того чтобы в безопасности и как следует освоить данный летательный аппарат и получить новое «чувство полета» во время выполнения первого полёта вертолёт был прикреплён тросом длиной 2 метра к полу ангара. Только через 3 месяца было решено подниматься в воздух на высоту 5 метров без подобной страховки. Конструктор Антон Флетттнер пообещал тогда своему лётчику-испытателю 1000 RM, если тот сумеет продержать машину неподвижно в воздухе на высоте 10 метров в течении 5 минут. Пилот Перла выполнил это условие конструктора и получил обещанную премию.
Рис. 2. Fl 265 V1с опознавательным знаком D-EFLV во время лётных испытаний. Двигатель включен
В испытательном центре Рехлин вертолёт был представлен Гитлеру, Герингу, Мильх, Райденбаху и Лухту.
В процессе испытаний после вертикального старта были достигнуты высота 1200 метров и горизонтальная скорость 128 км/ч.
Рис. 3. Капитан Перла докладывает Удету о лётных данных Fl 265 V1. Слева направо: второй со светлой шляпой Антон Флеттнер; в светлой фуражке генерал-инженер Лухт; затем генерал-полковник Удет; далее в расстёгнутом комбинезоне Перла; в тёмной фуражке генерал-инженер Райденбах; пятый справа без фуражки комендант Йоханнисталя майор Мейзер (Meuser); второй справа в длинном дождевике конструктор Fl 265 V1, ответственный расчётную техническую документацию, доктор Хохенемсер (Hohenemser)
Улучшения Fl 265 в сравнении с Fl 185 должны были обеспечить возможность совершать за счет авторотации вынужденные посадки при выходе из строя силовой установки. У первых опытных образцов Fl 265 V1 и V2 переключение ротора на режим авторотации еще не было предусмотрено. Двигатели имели неразъемный с ротором привод, что делало полёты на данных летательных аппаратах довольно опасными. Если бы только одна свеча данного двигателя оказалась бы вдруг забрызганной маслом, то весь аппарат подобно роялю упал бы на землю, поскольку не достигались необходимые для режима авторотации 138 об/мин. В этих испытаниях Перла оказался счастливчиком, чего не скажешь о двух пилотах, погибших позднее при испытаниях данного вертолёта.
Рис. 4. Fl 265 V1 во время демонстрации лётных данных (генерал-полковник Удет у кинокамеры)
Дальнейшие доработки вертолёта стали производиться после того, как в его конструкцию внесли изменения позволявшие выполнять посадку на режиме авторотации. Благодаря использованию подвижного шарнира вертолёт получил возможность летать, двигаясь не только вперёд, но в обе стороны и назад. Любые маневры с набором высоты или со снижением могли выполняться при скорости 20 км/ч. Имелась возможность взлетать и садиться на движущуюся платформу, поскольку управление данным летательным аппаратом позволяло очень точно выполнять любые маневры. У Fl 265 V1 для улучшения курсовой устойчивости первоначальный киль был продлен вверх и назад. При скорости порядка 50 км/ч Fl 265 V1 был еще не очень устойчив по курсу. Благодаря килю увеличенных размеров по мере увеличения скорости устойчивость улучшалась.
Рис. 5. Схемы вертолета Flettner Fl 265
Fl 265 V1 было решено использовать на надводных кораблях для обнаружения подводных лодок.
Хорошие лётные данные Fl 265 позволили Антону Флеттнеру приступить к разработке более совершенного варианта двухместного вертолёта «Kolibri» (Fl 282).
ЛТХ:
Модификация
Fl.265v-1
Диаметр несущего винта, м
12.30
Длина,м
6.16
Высота ,м
2.82
Масса, кг
пустого
800
максимальная взлетная
1000
Тип двигателя
1 ПД BMW-Bramo Sh 14A
Мощность, л.с.
1 × 160
Максимальная скорость, км/ч
150
Крейсерская скорость, км/ч
135
Практическая дальность, км
300
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
4100
Экипаж, чел
1
Фотографии были представлены Рихардом Перла
источник:
http://althistory.blog.ru/209910259.html