"КрАЗиК" - не совсем малыш...Альтернативные автомобили РККА.

Sep 12, 2013 20:34

Одна из лучших тем по результатам голосования на моём сайте.

В первой части своего цикла я коснулся альтернативных  лёгких автомобилей РККА,которые могли бы производиться в Харькове.

Это здесь: http://alternathistory.org.ua/kabarga-pomoshchnitsa-kozlai-vsya-kabarzhinaya-rat

И от коллеги Тангстена дополнение:http://alternathistory.org.ua/semka

Этими автомобилями мы перекрыли такие классы г/п автомобилей ,как

До 0,5 т    -   «СиМ АР5»(плюс «ГАЗ64/67»)

0,5 т           - «СиМ -65»

1,5 т           - «СиМ-70»(трёхосный вариант  -  «Сайга»)

В связи с различной номенклатурой потребностей,я считаю,были бы необходимы ещё следующие классы:

2 т(4х4)   3т(трёхосный вариант предыдущего)   5т(6х6)   8т(6х6)     и специализир.шасси для большегрузов .

Сегодня коснёмся «пятитонок»…




Как известно в конце 30-ых на ЯАЗе решили строить дизельные грузовики на базе нелицензионной копии американской серии двигателей серии <71>,.

«…Появление на рынке США в 1938 г, на рынке США новых , двухтактных высокофорсированных дизельных двигателей концерна серии <71>, с прямоточно-щелевой продувкой и приводными нагнетателями <Рутс> (Roots), заинтересовали нашу автомобильную промышленность. Двигатели имели солидную для того времени удельную литровую мощность, и были универсальными т.е. предназначенными для установки в различную мототехнику с широкими возможностями изменениями установки навесного оборудования.

В 1940 г, в СССР было принято постановление об организации у нас производства 3-, 4- и 6-цилиндровых дизельных двигателей серий 3-71 (83 л.с.) 4-71 (112 л.с.) и 6-71 (168 л.с.) для 5-, 7-и 10-тонных автомобилей ЯГАЗ. В первую очередь требовался дизель-аналог <4-71> для установки на будущие грузовые автомобили ЯГ-9, Я-14, Я-17.

При этом лицензию решено было не приобретать, а скопировать мотор своими силами…»

Однако эмбарго введённое правительством САСШ в связи советско-финской войной не позволило этого сделать аж до окончания войны,хотя  двигатели  поставлялись  по ленд-лизу.

Мы  же,как и в случае с «Кабаргой» обратим свой взор на Запад .Принято считать,что  сотрудничество СССР с Германией началось только после подписания пакта МР.Это не так,после подписания оно расширилось.

«…В 1933-1938 годах советско-германские торгово-экономические отношения основывались на ежегодно пролонгируемых торговых соглашениях

В 1936 году, когда были значительно улучшены условия торговли в связи с 200 миллионным кредитным соглашением 1935 года, Советский Союз закупил у Германии почти 56% от всего своего импорта станков.[34] Наличие государственных гарантированных кредитов по экспорту из Германии в Советский Союз оказывало положительное влияние на импорт СССР из этой страны.

Используя современные немецкие технологии, СССР компенсировал нехватку собственного высокотехнологического оборудования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. На переговорах с Германией государственного уровня, советская сторона постоянно требовала «…тесного научного и экономического сотрудничества…» с такими высокотехнологичными фирмами, как IG Farben, Capl Zeiss, Siemens и др.[35] По абсолютному объему, особенно в 1935 и 1938 годах, закупки продукции этих компаний были относительно невелики. Однако, их значение для технического оснащения советской экономики, а также вооруженных сил было достаточно существенным. Например, удельный вес импортируемых СССР из Германии металлорежущих станков «высокой квалификации» поднялся с 8-10% в 1929-1930 гг., до почти 50% в 1938 гг.[36]..."

Я бы ещё коснулся сотрудничества с чехами(есть у меня книги по их авто,но УВЫ - на чешском;суть понять можно,но…)тем более,что во многих областях оно было весьма плодотворным,однако после захвата Германией во-первых,а во-вторых в связи со своеобразностью чешских конструкций…В общем - чехи мимо…







У нас организовывается выпуск автодизелей в Харькове(для «Кабарги») и в Мелитополе(для авто классом 2-5т;на заводе МеМЗ)

Небольшая справка:

МеМЗ

История завода начинается с 1908 года, когда предприниматель Заферман основал предприятие по выпуску нефтяных двигателей.Позже завод национализировали и он получил название «Второй Советский завод».В 1925 году на базе завода организована артель «Победа».В 1931 году «Победа» передается в государственное подчинение и входит в объединение «Союздизель». Позже завод был назван «Дизелестроительный завод им. Микояна» и выпускал дизельные двигатели.

ШРУСы «Рцеппа» у нас выпускаются в Харькове,а ТНВД и плунжерные пары на Чугуевском заводе ЧЗТА.

Теперь по распределению автозаказов .По «Кабарге» и её кабаржиной рати»-понятно,Харьков.Авто 2-3 т выпускаются на другом заводе(это позже…)

Большегрузы - 8 и более т,на ЯАЗе(только у них есть опыт и возможность)

Заводы «ГАЗ» и «ЗИС» я считаю нецелесообразным трогать,т.к. они полностью «заточены» на выпуск одной,простой и относительно надёжной модели.Перестраивать производственный цикл,значит оставить всё народное хозяйство без столь нужных автомобилей.Пусть занимаются,как и в РИ, выпуском своих авто…

А под «пятитонки» мы определим Кременчуг.

Небольшая справка из РИ ПО «АвтоКраз»:

История КрАЗ началась еще в 30-е годы прошлого века, когда на Украине в Полтавской области на окраине города Кременчуг началось строительство авиационного завода.Через несколько месяцев после окончания Великой Отечественной войны, 31 августа 1945 года, Народный комиссариат путей сообщения СССР издал приказ о строительстве в Кременчуге механического и мостового заводов. Уже в 1946 году был заложен первый кирпич в фундамент завода.

Мы же делаем небольшой  «финт  ушами»;в 1938 году специальным постановлением авиазавод  переходит в автопром .







Поэтому на окраине,на берегу небольшого притока Днепра сразу построили лагерь посёлок для строителей.Строительство вели по линии НКВД,поэтому по периметру посёлка поставили вышки,а для охраны «общественного порядка» поставили ВОХРу…Благодаря  «трудовому энтузиазму» и эффективному руководству от «менеджеров» НКВД  к началу 40-ого года строительство производственных площадей было закончено,оборудование установлено.Часть строителей осталась уже в качестве рабочих,других по «комсомольским» и «партийным» путёвкам собрали со всей страны.ИТРовцами помогли автозаводы.



Проект был готов ещё в 39-ом.Главными критериями были простота и технологичность.Поэтому никаких новомодных аэродинамических и гнутых поверхностей.Всё рассчитано на отработанные конструкции(так задний мост-по устройству практически от ЗИС6,только червячные передачи заменены шестерёнчатыми,как на опытном ЗИС6г и более позднем ЗИС36)Для улучшения проходимости(и в связи с отсутствием широкопрофильных шин;ну это не только у нас - их технологию освоили только во время войны)решили прибегнуть к французскому опыту 20-ых годов(Рено-МН,первый автомобиль пересёкший  Сахару,а затем и всю Африку) и на переднюю ось поставили спаренные колёса;таким образом уменьшилось давление на грунт и колея передних и задних колёс была одинаковой.

Но и это было ещё не всё…На ЗИСах ,на коробке передач стояли механические насосы для подкачки шин,на КрАЗиКе(своё наименование завод получил от аббревиатуры Кременчугский автозавод им.Коминтерна) добавили пневмобаллоны для хранения воздуха(с клапанами для стравливания излишков;теперь с таким характерным звуком ездят Камазы).Теперь тормозная система получила пневмоусилитель,а для водителей открылись новые перспективы…

Подъезжая к участку местности со слабой несущей поверхностью,водитель останавливался,брал специальную приспособу с манометром и приспускал шины до определённого показателя;переезжал участок и с помощью длинного шланга (опять же с манометром) быстро восстанавливал необходимое давление.Не центральная подкачка,но всё же…А чтобы водитель не заморачивался какое нужно давление для той или иной почвы,в кабине присобачили травленную табличку с указанием давления для каждой поверхности(эта придумка потом перекочевала уже и на послевоенные автомобили,с центральной подкачкой)

В качестве «сердца» выбрали немецкий дизель  Hanomag D85S,водян.охлаждения,размер цилиндров 110х150;мощн.100 л.с.

Небольшое отступление:коллеги  Yassak  и Абрамий уже касались немецких моторов,поэтому каждый волен выбрать двигатель себе сам,т.к. конструктивно это возможно потому,что двигатель(как и на «Кабарге») крепится на Х-образной мотораме и только потом,собственно на раму.Это позволяет использовать любой двигатель,который влезет под капот,в т.ч. и ленд-лизовский GMC .

Получился довольно простой(по технологичности автомобиль)Выпуск первой установочной партии приурочили,естественно,к 07.11.1940 .А валовый выпуск начали 3-мя неделями позже…

Модификаций был тоже минимум:бортовой общего назначения(возможна буксировка прицепов),топливная цистерна(характерной чертой была установка на АЦ дуг тента;при опущенном брезенте было совершенно непонятно что перед нами :АЦ или обычный грузовик),топливозаправщик и «кунг» для различных целей(в т.ч. и АРМ).Самыми оригинальными были машины с двойной кабиной предназначенные в качестве арттягачей дивизионного уровня(для буксировки пушек Ф22 и гаубиц М30)Весь расчёт теперь помещался в закрытой(и отапливаемой зимой)кабине.Справа на кузове установили поворотную стрелу с механической лебёдкой г/п 400 кг;невелика механизация-да всё ж не вручную ящики со снарядами в кузов закидывать.

Ещё одним новшеством был задний диван.Его спинка была крышкой ящика с инструментами и могла подвешиваться в открытом состоянии к потолку,представляя собой практически полку для сна,да плюс нижний диван…Водители и артиллеристы быстро оценили такое преимущество.

В самом начале войны часть шасси для тягачей была срочно переоборудована под ПУ РСЗО «БМ-13»(именно на таких машинах была развёрнута батарея капитана Флёрова).

Естественно,что на новых шасси были продуманы и чисто военные модификации:БА и БТР.



В связи с принятием новых образцов стрелкового вооружения РККА,это здесь:

http://alternathistory.org.ua/i-vnov-prodolzhaetsya-mir-perevooruzhenie-...

Были приняты и новые штаты,в частности в механизированных корпусах мотострелковые части должны были быть посажены в БТР,которые их бы безопасно доставляли к полю боя и,при необходимости,могли поддержать огнём.По новому штату мотострелковый взвод состоял из 36 человек.Вариант БТРа был готов одновременно с грузовиком и представлял собой фактически бронеавтобус на удлинённом шасси,частично закрытый крышей.Вооружение:спаренная установка ПТР и пулемёта ПС.Кроме того были 2 подвижные установки для РП,с возможностью зенитного огня.



Однако испытания показали,что колёсный вариант БТРа не отвечает требованиям военных.Практически он мог передвигаться только по дорогам,поэтому было принято решение установить сзади гусеничный движитель,а запасные колёса разместить в нишах по бортам с возможностью свободного вращения(это предотвращало посадку довольно длинного корпуса на днище при движении по пересечённой местности),а не в закрытых ящиках,как на колёсном варианте.В качестве подвески использовали несколько изменённую подвеску от Т26.В таком виде БТР и пошёл в серию.



Были также отработаны шасси тяжёлого(8х8) и среднего БА(6х6) БА.В мае 1941-ого по 12 комплектов шасси были отправлены в Выксу для окончательной сборки,со сроком готовности к 07.11.1941,чтобы смогли участвовать в параде.И они там всё-таки прошли…



С началом войны завод ещё некоторое время выпускал автомобили в усиленном ритме,а затем отправился в эвакуацию.Местом дислокации был избран Миасс.Там ,совместно с ЗИСовцами было организовано новое производство,но КрАЗиКи не выпускались до 43-его,пока не была налажена нормальная поставка ленд-лизовских дизелей,однако и после этого производство нельзя было назвать интенсивным-дизеля были нужны и другим машинам…

В годы войны завод был практически уничтожен,поэтому с 46-ого,как мы знаем,КрАЗ(потерявший свой суффикс -иК) начал свою историю с чистого листа,а в Миассе стали выпускать «Уралы»…

В интернет-магазине Tssystems вы сможете купить на Украине самые современные средства наблюдения и безопасности для помещений. Такие как домофоны, камеры наблюдения и аксессуары к ним.

альтернативная техника, автомобили

Previous post Next post
Up