Несостоявшийся убийца танков - штурмовик Ильюшин-МШ. СССР

Aug 11, 2013 12:41


Этот малоизвестный проект штурмовика можно назвать предтечей ещё одной не менее малоизвестной машины - штурмовика Ил-20.

История его началась в 1942 году. Идей его создания послужило желание создать узкоспециализированную машину для борьбы с танками.





В мае 1942 г. на основании результатов полигонных испытаний Ил-2 с пушками ШФК-37 в ОКБ С. В. Ильюшина был разработан эскизный проект специального противотанкового штурмовика с мотором АМ-38 (рабочее обозначение МШ), имеющего мощное пушечное вооружение размещенное, с целью обеспечения высокой точности стрельбы в воздухе, вблизи оси самолета.

22 июля проект был направлен в адрес Главного инженера ВВС КА А. К. Репина.

В сопроводительном письме к проекту С. В. Ильюшин писал:

«В проект плана опытного строительства на 1942 г. вошел предложенный мной двухмоторный бронированный штурмовик. Принимая во внимание сегодняшнюю обстановку и трудности осуществления подобного типа самолета, предложение по которому я снимаю, представляю одномоторный, развитие Ил-2...»

МШ представлял собой бронированный одноместный одномоторный низкоплан, главной особенностью которого являлось мощное стрелково-пушечное вооружение, компактно расположенное в носу машины.

По схеме МШ АМ-38 (модернизированный штурмовик с мотором АМ-38) напоминал американский истребитель Р-39 «Аэрокобра», но шасси было выполнено не с носовым, а с обычным хвостовым колесом.




Мотор АМ-38 был размещен примерно в центре тяжести машины. Передача мощности на воздушный винт осуществлялась с помощью удлиненного вала, проходившего под бронированным полом кабины летчика.

Воздухозаборник мотора размещался в верхней части фюзеляжа. Кабина была выдвинута вперед, что обеспечивало летчику отличный обзор вперед-вниз до 24°. Под кабиной летчика размещался отсек стрелково-пушечного вооружения.

Бензобак и маслобак находились между кабиной летчика и мотором в верхней части фюзеляжа.

Водяные и масляные радиаторы системы охлаждения и смазки мотора были установлены в подфюзеляжной части центроплана. Их охлаждение [140] осуществлялось наружным воздухом, подводившимся по изогнутым каналам из воздухозаборников в носках крыла у правого и левого бортов фюзеляжа.

Бомбы, как и на Ил-2, размещались внутри центропланных бомбоотсеков. Основные колеса шасси убирались назад по полету в центроплан с поворотом колес вокруг оси на 90° в процессе уборки. Такая схема уборки шасси была впоследствии реализована на Ил-10. Убирающимся было и хвостовое колесо.

Необходимый диапазон центровок машины достигался применением крыла со стреловидностью по передней кромке в 15°.



Бронирование летчика, бензо - и маслобаков, водяных и масляных радиаторов обеспечивалось бронекорпусом весьма сложной формы в основном с прямоугольными образующими, что хотя и упрощало технологию его изготовления, но несколько снижало пулестойкость брони.

Проект предусматривал два варианта вооружения: противотанковый и бомбардировочный.

Согласно первому варианту вооружения в носу самолета размещались втулковая пушка ШФК-37 с боезапасом в 40 снарядов, две синхронные пушки ШВАК с боекомплектом по 200 снарядов на каждую пушку и двух синхронных пулеметов ШКАС с общим боезапасом 1500 патронов.

Помимо стрелкового вооружения, на самолете предусматривалась подвеска 8 реактивных снарядов РС-82.

Второй вариант вооружения предусматривал нормальную бомбовую нагрузку 400 кг (16x25 кг или 40x10 кг, или 160x2,5 кг АБ) и в перегрузку - 600 кг (6x100 кг или 2x250 кг, или 24x25 кг), две синхронные пушки ШВАК с боекомплектом по 200 снарядов на ствол и два синхронных пулемета ШКАС с боезапасом 750 патронов на пулемет.

Оценки показывают, что в случае реализации проекта летчик-штурмовик с хорошей летной и стрелковой подготовкой на МШ с противотанковым вариантом вооружения в реальных боевых условиях уже в первой атаке гарантированно поражал немецкий бронетранспортер типа Sd Kfz 250 (атака сбоку, угол планирования 25-30°, дистанция открытия огня 300-400 м) - вероятность поражения 0,96-0,7, а средний танк типа Pz. Ill Ausf G в этих же условиях - с вероятностью не более 0,1.

НИИ ВВС КА дало положительное заключение по проекту. Было рекомендовано пушки ШВАК заменить на более эффективные ВЯ-23.

Следует отметить, что масса пустого самолета, по сравнению с Ил-2, возросла. Вырос и полетный вес машины. Это привело к тому, что летные данные штурмовика при использовании мотора АМ-38, даже, несмотря на некоторое улучшение аэродинамики самолета, были все же невысокими.

Кроме того, завод № 24 так и не смог быстро довести «до ума» мотор АМ-38 с удлиненным валом и к этому времени уже стала очевидной необходимость иметь на вооружении двухместный штурмовик. В этой связи все дальнейшие работы по МШ были прекращены…

Источник: Противотанковые "Илы" / О. Растренин. Штурмовики Красной Армии. Том 1.



PS. Что интересно, на этом история самолётов с названием МШ не закончилась. Несколько позднее Ильюшин разрабатывал проект тяжёлого двухмоторного штурмовика МШ-2, оснащённого двумя моторами АМ-38 и созданного по схеме "тяни-толкай"-двухбалочный моноплан с центральной гондолой в которой два двигателя размещались в носовой и хвостовой части (спереди и сзади пилота) и вращали тянущий и толкающий винты. Пушки калибра 37 или 45 миллиметров размещались в оконечностях хвостовых балок, выступающих за переднюю кромку крыла. (источник - http://alternathistory.org.ua/nesostoyavshiisya-ubiitsa-tankov-shturmovik-ilyushin-msh-ussr)

штурмовик, Ильюшин

Previous post Next post
Up