Безальтернативная альтернатива. Амфибийные танкетки РККА, «Варан» и его друзья…

Aug 06, 2013 11:20


В 30-е годы в РККА много экспериментировали с амфибийными танкетками.И если Т37 был не совсем удачен,то Т38 и особенно Т40 были вполне успешными образцами.

В своей альтернативе я опираюсь на то,что Харьковский тракторный завод как-то не очень был задействован в производстве БТТ.Данный недостаток нужно устранить.





РАБОТЫ ШИТИКОВА

В истории проектирования плавающих танков хочется отдельно выделить работы П. Шитикова, инженера конструкторского бюро завода № 37. Пожалуй, это единственный из конструкторов завода, который самостоятельно разработал несколько различных проектов (большей частью не совсем удачных), часть из которых была даже реализована в металле.




Летом 1934 года, когда в КБ-Т полным ходом велись работы по танку Т-43-2, Шитиков создал проект своего танка и танкетки, оба колесно-гусеничные и плавающие» (15). Сначала он попытался «продвинуть» свои конструкции в КБ завода № 37, но получил отказ. Тогда он написал письмо в вышестоящие инстанции - наркому обороны К. Ворошилову:




По сути дела то явление, что несколько специалистов, хотя >1 очень уважаемых и авторитетных, практически контролируют абсолютно все новые технические идеи в области нашей танковой техники, ни в коем случае нельзя считать нормальным. От такой постановки дела наше вооружение очень много теряет, так как нет никакого элемента соревнования. Я имею все основания полагать, что проект, над которым я работал, имеет значительное превосходство, то есть больше качественных показателей, чем официальные проекты. Он легче по массе, скорость движения выше, лобовые листы корпуса расположены под наклоном, отсутствие алюминиевого литья* (16). Дополнительный «вес» посланию придавала и подпись - П. Шитиков, партийный стаж с 1906 года по прошлой партработе в Баку, член Общества старых большевиков».




Нарком обороны не мог игнорировать такое послание - с положительной резолюцией Ворошилов направил сто начальнику УММ РККА И. Халепскому, а тот, в свою очередь. поручил рассмотреть проект председателю научно-технического комитета УММ РККА Лебедеву.

Специально созданная комиссия рассмотрела проект Шитикова в ноябре 1934 года. В стенограмме заседания говорилось следующее:

Шитиков, инженер завода № 37. В быстроходных машинах ведущее колесо гусеничного хода является вредным, и в своем проекте я от него отказался. Ведущим колесом гусеничного хода является то же, что и на колесном ходу, причем іусеничная цепь охватывает его только на половину окружности. Этого вполне достаточно, так как нормальное сцепление достигается как за счет трения, так и зацеплением имеющихся на ободе колеса выступов за клыки гусеницы. Такое решение значительно упрощает конструкцию.

Корпус весь выполнен из листов, расположенных наклонно, что обеспечивает хорошую пулестойкость.




Павловский, начальник 3-го управления УММ РККА. Хочется отметить простоту конструкции, особенно подвески. Корпус будет трудным и дорогим, но при исправлении отдельных мест конструкции машина ходить будет» (17).

Присутствовавшие представители Спецмаштреста, заводов К" 37 и имени Кирова - Астров, Козырев, Симский, Брусенцов и Маркин - напротив, отмечали неработоспособность машины на гусеничном ходу, отсутствие новизны и необходимость существенной переработки проекта. Однако проект уже получил одобрение вышестоящих инстанций и, в результате обсуждения, комиссия постановила: »Проект тов. Шитикова подлежит переработке, заводу № 37 оказать ему в этом соответствующую помощь».

Заручившись поддержкой «наверху», Шитиков в начале 1935 года предлагает свой вариант модернизации ганка Т-37А (на заводе N° 37 в это время уже шло проектирование нового тонка Т-38). Проект был одобрен, и весной 1935 года был изготовлен опытный образец. В документах завода № 37 и Автобронетанкового управления РККА эта машина именовалась Т-37Б (или Т-376), но в литературе чаще всего его называют танк Шишкова.

В том же 1935 году на базе танка Т-37Б Шитиков разработал легкий не плавающий бронированный артиллерийский тягач, изготовленный в металле и прошедший испытания. В дальнейшем опы т работ по этой машине {был использован при проектировании бронированного тягача 1-20 «Комсомолец».

Но Т-37В не получил одобрения военных, которые отдали предпочтение танку Т-38. В дальнейшем Шитиков много работал над проектом колесно-гусеничного танка без звездочки гусеничного хода, вариантами модернизации Т-37А и бронированным тягачом «Комсомолец». Например, в протоколе № 6 совещания при директоре завода № 37, проходившем 29 января 1938 года, среди прочих пунктов повестки дня значится: Слушали о работах Ши шкова. 1. Модернизация Т-18. 2. Модернизация Т-37А, чертежи общих видов и макет в 1 /5 новой машины тов. Ши шкова - гусеничный плавающий разведывательный танк.

По представленному тов. Шишковым проекту. Эта тема должна быть рассмотрена особо в виду ее важности. Принципиальная оценка предъявленного проекта и макета тов. Павловым (в это время начальник АБТУ РККА. - Прим. автора) дается вполне положительная» (20).

Кроме того. Шитиков участвовал в работах но модернизации Т-38 и проектировании машины 010 - прототипа танка Т-40.

ТАНКИ Т-38

Эксплуатация плавающих танков в войсках выявила у них большое количество недостатков и недоработок. Выяснилось, что у Т-37А ненадежна трансмиссия и ходовая часть, часто спадают гусеницц, мал запас хода. недостаточен запас плавучести. Поэтому КБ-Т завода № 37 получило задание на проектирование нового танка-амфибии на базе Т-37А. Работы начались в конце 1934 года иод руководством нового главного конструктора завода II. Астрова.

При создании боевой машины, получившей заводской индекс 09А, предполагалось устранить выявленные недостатки Т-37А. главным образом повысить надежность работы агрегатов нового плавающего тонка.

В июне 1935 года опытный образец танка, получившего армейский индекс Т-38. вышел на испытания. При проектировании нового танка конструкторы по возможности постарались использовать элементы Т-37А, к этому времени хорошо освоенного в производстве. Компоновка Т-38 была аналогична танку Т-37А, правда, механик-водитель был размещен справа, а башня слева. В распоряжении механика-водителя имелись смотровые щели в лобовом щитке и правом борту корпуса.

Т-38. по сравнению с Т-37А, имел более широкий корпус без дополнительных над гусеничных поплавков. Вооружение Т-38 осталось прежним - 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в лобовом листе башни. Конструкция последней, за исключением мелких изменений, была полностью заимствована у танка Т-37А.

Одновременно с работами по машине Т-38М на заводе № 37 велись работы по усилению вооружения и бронирования танков Т-38. Так. в сентябре 1938 года приступили к проектированию установки на Т-38 новой башней со спаренной установкой пулеметов ДТи 12,7-мм ДК. Эти работы, которые велись под руководством инженера Ши шкова, были закончены к весне 1939 года. Предполагалось установить на Т-38 новую коническую башню, во многом похожую на ту, что устанавливалась на Т-37Б (танк Шитикова).

11 марта 1935 года:

«Самоходная установка предназначается для борьбы станками и бронеавтомобилями. Проект СУ разработать і? эскизном проекте в двух вариантах:

а).        Под установку 45-мм пушки использовать полностью шасси Т-37 с необходимыми мнимальными  переделками.

б).        Под установку 45-мм пушки спроектировать специальное шасси на базе Т-37 с максимальным использованием его основных узлов.

Вес уст ановки в боевом положении не должен превышать 3000 кг. Тактико-технические свойства СУ должны быть не ниже, чем у Т-37, за исключением плавучести.

Для самоходной установки использовать 45-мм противотанковое орудие с верхним станком, прицелом и механизмами наведения. Высота линии огня должна быть не выше 1200 мм, углы обстрела: но вертикали -8 +25 градусов, но горизонтали - 30 градусов и каждую сторону.

Самоходная установка должна иметь щит, не препятствующий производить прямую наводку и прикрывать орудийный расчет спереди от пуль. С боргов расчет должен быть прикрыт до пояса 5-мм броней. В походном положении расчет должен быть прикрыт полностью. за исключением крыши. Самоходная установка должна допускать стрельбу как с места, гак и с хода под всеми углами.

В отечественной литературе часто встречается упоминание о двух самоходно-артиллсрийских установках, спроектированных на шасси плавающих танков - СУ-37 и СУ-45. Однако, как следует из архивных материалов, речь идет об одной машине. Просто первоначально предполагалось спроектировать САУ на шасси Т-37 А и в документах она проходила как СУ Т-37, видимо отсюда и индекс СУ-37. А опытный образец машины был построен на шасси танка Т-38 и получил обозначение 0'-45.

Однако работы по самоходной установке (в документах завода N» 37 она иногда именовалась как СУ-45') затянулись из-за проектирования и доводки нового плавающего танка Т-38. предназначенного на замену Т-37А. Лишь осенью 1935 года проект самоходной установки был готов, и 10 ноября его рассмотрели на заседании специальной комиссии АБ-ТУ РККА. От завода № 37 присутствовали главный конструктор Астров и старший конструктор СУ-45 Архаров.

Представленный проект несколько отличался от утвержденных тактико-технических требований. Прежде всего, в качестве базы конструкторы использовали танк Т-38, к производству которого готовился завод № 37. В СУ-45 использовались основные агрегаты нового танка - двигатель, бортовые фрикционы, приводы управления, ходовая часть и прочее. В качестве вооружения использовалась безо всяких изменений 45-мм противотанковая пушка обр. 1932 года с ее верхним станком, прицельными приспособлениями и механизмом наводки. Орудие было установлено в передней части машины, высота линии огня составляла 1050 мм. Двигатель был установлен поперек корпуса машины. боекомплект к пушке вдоль бортов корпуса и около пушки (всего 51 снаряд).







Проблемы Т38 и Т40 ,в основном,заключались в слабости ходовой и проблемах двигателя.Первую мы решаем введением новой,двухкатковой,тележки,которая обьединяет ,как бы,две.Внутренняя пара катков имеет подвеску по типу Т38,а сама тележка ещё рессорную подвеску по типу «Комсомольца».Таким образом достигается большая ёмкость подвески,а за счет рессорной снимается проблема отсутствия подходящих гидравлическим амортизаторов для уменьшения колебаний(это  было характерно для Т40,для уменьшения колебаний там применялись даже торсионы различного сечения)

Двигатель же мы берём немного форсированный дизель от «Кабарги».Вооружение сразу на уровне Т40с.

"Кабарга"-это здесь http://alternathistory.org.ua/kabarga-pomoshchnitsa-kozlai-vsya-kabarzhi...

А это работа коллеги Тангстена:




Все работы были приурочены к созданию ВДК,которым была нужна собственная бронетехніка.работы осуществлялись под. руководством таланливого самоучки Шитикова.Конструкцию танкодесантного планера поручили сделать Антонову.











Во время испытаний на реке Северский Донец,под  Харьковом один из членов приёмной комиссии,видимо долго служивший в Средней Азии,глядя на резво прыгнувшую в воду танкетку сказал: «Эк,твою,прям как варан в арык»Так это прозвище и приросло к машине,помимо официального Т39.Всего было роздано 4 варианта-собственно танкетка,САУ 57 мм и 76мм(с полковушкой) и ЗПУ со спаркой ДШК.

В ряду "однокашников"




Тоже на радикале:http://s017.radikal.ru/i426/1305/a9/bc18f860fb11.png

Коллеги прошу меня извинить-пост пишется во время тяжёлого алкогольного запоя,на фоне семейных неурядиц и аврала на работе.Дальше откладывать не могу-ещё недоделанный матеріал есть,потому я так скромненько по текстовой части…На все вопросы и пожелания,естественно,отвечу в комментариях.

Источник - http://alternathistory.org.ua/bezalternativnaya-alternativa-amfibiinye-tanketki-rkka-varan-i-ego-druzya

альтернативное танкостроение, Т-38, танки СССР

Previous post Next post
Up