Индийская HAL HG-30-Баха ("HAWK") были разработаны и изготовлены ООО Hindustan Aeronautics в начале 60-х годов, когда стало ясно, что ВВС Индии осталась без способный и довольно простой самолет для этих ролей - "реактивный век» был в полном развитии, но быстрые и большие самолеты, как Су-7 или Hawker Hunter были просто не подходит для малых высот миссии против днем и ночью видимых наземных целей в широкой области.
В начале 60-х годов когда стало ясно что кроме таких скоростных и больших самолетов как Су-7 армия Индии нуждается в небольших штурмовиках для действия с небольших высот для действий днем и ночью по наземным целям.Индийской корпорацией Hindustan Aeronauticsбыл разработан HG-30-Баха ("HAWK").
Индийские военные предпоожили что потенциальный агрессор будет пытаться уничтожить стационарные аэродромы, так что Баха был разработан для взлета с коротких неподготовленных взлетно-посадочных полос. Он мог базироваться на любых доступных ВПП, особенно в горных районах.Подвеска вооружения так же могла выполняться в ручную или с привлечением подручных средств.
По компоновке HG-30 Баха бал легким однодвигательным с низкорасположенным крылом одноместным самолетом.Планер был выполнен из металла.Он был способен выполнять непосредственную авиационную поддержку наземных войск.и вести разведку.Самолет оснащался лицензионным турбовинтовым двигателем Rolls Royce Dart.Шасси было трехстоечное с носовым колесом,усиленное для дейстий на нересеченной местности.Кабина пилота была негерметичной так как высота применения была небольшой.Она была сдвинута как можно ближе вперед и максимально приподнята,для обеспечения хорошего обзора.Самолет был оборудован катапультным креслом.Так же кабина была бронирована с нейлоновыми противоосколочными вставками из нутри. .Первый HG-30 Баха поднялся в воздух в феврале 1962года.Всего между 1963 и 1965годами было построено 89машин включая 2предсерийных самолета.Самолет постоянно модернизировался ,в частности были применены встроеные протектированные крыльевые бакии заполненые пенополиуретановой пеной ,уменьшен гаргрот для улучшения обзора назад и некоторые другие улучшения.
Вооружение состояло из четырех крыльевых 20мм.пушек ,а так же НУР,свободнопадающих бомб и напалмовых баков под крылом и фюзеляжем в общей сложности на 11 узлах подвески.На внутренней пары пилонов под крылом и один подфюзеляжный пилон можно было подвесить 1000фунтов .Также они допускали подвеску дополнительных расходных топливных баков.Следующая пара могла нести по 500фунтов.Внешние пилоны были зарезервированы длянаправляющих для ракет или одной бомбы калибром до 200фунтов.
Всего максимальная внешняя боевая нагрузка могла составлять до 4500фунтов .Но это редко применялось,так как это сильно снижало маневренность.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Баха применялся исключительно в ВВС Индии находясь на вооружении 3-й(Кобра) и 5-й(Tuskers) эскадрилий в восточных и западных регионах.
Несмотря что некоторые страны проявляли интерес к его покупке(в частности Израиль и Югославия),он никогда не предлагался и не поставлялся на экспорт.
Также на его базе была создана двухместная учебная версия но она так и не “покинула” чертежной доски ,так как Hindustan уже разработала реактивный HJT-16 Киран который был более подходящим для тренировки пилотов так как имел кабину с посадкой инструктора и курсанта бок о бок а также имел морскую версию со складным кралом и тормозным крюком для ВМС Индии.
HG-30 Баха принимал участие в пяти недельной Индо-Пакистанского конфликта и последующих столкновений в Бангладеш и войны между Индией и Пакистаном в 1971года,когда все самолеты первоначально не окрашенные быстро получили импровизированную маскировочную схему камуфляжа.
В компания 1971года Баха принял самое активное участие для поддержки дневных и ночных атак на аэродромыпротивника ,подавления РЛС противника и непосредственной авиационной поддержки своих войск при отражении атак боевиков .Спорадические атаки против передовых баз ВВС Пакистана продолжались до конца войны.А также самолет активно применялся огневой для поддержки своих войск .
HG-30 Баха очень хорошо зарекомендовал себя как самолет непосредственной огневой поддержки.
Его прямое крыло позволяло летать на скорости минимум на 150миль в час медленнее чем летали самолеты со стреловидными крыльями .Что давало возможность вести визуальное наблюдение и поражение наземных обьектов , значительно улучшало точность бомбометания.---разброс свободнопадающих бомб менее 40 футов.Турбовинтовой двигатель так же был значительно экономичнее чем применявшиеся на истребителях и более тяжелых бомбардировщиках Турбо-реактивные двигатели. Той эпохи.
HG-30 был очень любим своими экипажами за отличную маневренность,устойчивостью к сваливанию на низких скоростях,простотой обслуживания в полевых условиях и выдающейся способностью прощать грубое пилотирование.А так же высокой живучестью и простотой конструкции.
После конфликта 1971года Баха служил в JAF(ВВС Индии) до 1993года.Больше нигде не применяясь в боевых действиях.Всего было потеряно около двух десятков самолетов из них от огня противника только три,Баха был полностью списаны и заменены на вертолеты огневой поддержки Ми-25 и Ми-35,которые постепенно вводились в эксплуатацию с 1994года.
Общие характеристики
Экипаж: 1
Длина: 10,23 м (33 футов 6 ¼ дюйма)
Размах крыла: 12,38 м (40 футов 7 ¼ дюйма) вкл. крыльевые баки
Рост: 3,95 м (12 футов 11 ¼ дюйма)
Снаряженная масса: 7689 фунтов (3488 кг)
Макс. взлетная масса: Взлетный вес: 11652 фунтов (5285 кг)
Силовая установка:
1 × Rolls Royce Dart RDa.7 турбовинтового двигателя, с 1,815 ЭДП (1,354 кВт) / 1.630 л.с. (1.220 кВт) при 15000 оборотах в минуту
Производительность
Максимальная скорость: 469 миль / ч (755 км / ч) на уровне моря и в чистой конфигурации
скорость Скорость сваливания: 88 км / ч (48 узлов 55 миль / ч)
Практический потолок: 34 000 футов (10 363 м)
Скороподъемность: 5020 м / мин ( 25,5 м / с)
Диапазон: 1385 миль (2228 км) при макс. взлетный вес
Вооружение:
4 × 20 мм пушки (2 на крыло) с 250 снарядов
общей сложности 11 подкрыльевых узлах подвески и фюзеляжа с мощностью 4,500 фунтов (2,034 кг); положения для выполнения комбинаций общего назначения или кассетные бомбы, стручки пулемет, неуправляемые ракеты , воздух-земля ракеты стручки, топливные баки капли, и напалм танков.
Источник -
http://alternathistory.org.ua/legkii-samolet-ognevoi-poddderzhki-hindustan-aeronautics-hal-hg-30-bajabakha