Самолет №4 (ОКА-40).Проект Антонова 1940г. /Альтернативный Ан-2

Jun 28, 2013 17:35

Материал посвящается, проекту О.К.Антонова, предшественнику и прототипу, великого многоцелевого биплана Ан-2.





Реальная история.

Впервые идея создания такой машины, многоцелевого самолета короткого взлета и посадки грузоподъемностью 1000-1500 кг для обслуживания труднодоступных районов страны, удовлетворения нужд сельского хозяйства и применения в качестве легкого военно-транспортного, была выдвинута О.К.Антоновым в октябре 1940 г.

В марте 1940 года O.K. Антонову, работавшему в Ленинграде на заводе № 23, выдали задание на постройку легкого самолета укороченного взлета и посадки с характеристиками, аналогичными немецкому Fi-156 «Шторьх» («Аист») компании «Физелер».

Антоновский аналог «Аиста» отличался главным образом силовой установкой. Его геометрия была близка к Fi-156К, а самолет имел несколько обозначений. Согласно порядковому номеру конструкций Антонова - ОКА-38, связной самолет военные обозначили как СС-1, а санитарный - СС-2.

Осенью 1940 года ОКА-38 выдержал заводские испытания и поступил в НИИ ВВС. Испытания машины показали, взлетно-посадочные характеристики получились такими же, как и у «Шторьха».

Серийный выпуск самолета запланировали на авиазаводе № 465 в Каунасе в связном СС-1 и санитарном СС-2 вариантах. К сборке первых серийных машин приступили весной 1941 года, но из-за начавшейся войны успели закончить, видимо, лишь одну.

Тогда же под его руководством конструкторский коллектив ленинградского завода №23 разработал эскизный проект под названием “Самолет 4”. Прототипом для него, по-видимому, послужила многоцелевая машина СХ-1 (ЛИГ-10), построенная А.Г.Бендунковичем на том жезаводе в 1937 г. и успешно прошедшая испытания, но не производившаяся серийно.

Самолет №4 предполагалось оснастить двигателем М-62Р мощностью 800 л. с. и трехлопастным воздушным винтом ЗСМВ-3 диаметром 3 м. Машина рассчитывалась на перевозку 800 кг груза или 10 солдат с полным снаряжением и вооружением, для которых имелась большая дверь на левом борту фюзеляжа. Солдаты могли стрелять из ручного оружия через люки в полу, потолке и по бортам грузовой кабины. Проектирование самолета№ 4 продвигалось быстро, ибо постройка такой машины, которой для взлета и посадки достаточно самой маленькой площадки, всегда привлекала меня, - подчеркивал Олег Константинович. - Решив эту технически очень трудную задачу, можно было бы резко расширить возможности применения самолета.

Однако в феврале 1941 г. эксперты НИИ ВВС отклонили этот проект, в основном, из-за малой скорости полета - не более 300 км/ч. Вероятно, в те годы военные были чуть ли не загипнотизированы борьбой за скорость и просто не могли понять, что может существовать (и даже очень нужен) самолет, построенный на противоположном принципе малых скоростей и высоких взлетно-посадочных качеств. Самого же Антонова нисколько не смущало, что его проект не вписывался в лозунг выше, дальше, быстрее всех. В трудные военные годы, занимаясь созданием скоростных истребителей (в 1943-45 гг. Антонов был первым заместителем А.С.Яковлева), он продолжал вынашивать идею своего тихоходного биплана. В итоге появился АН-2.

Альтернатива: ОКА-40 (Ан-2):

….cпустя три месяца, “Самолет №4”, был представлен на испытания. Самолет отличался предельной простотой. Так, оба его крыла имеют прямоугольную форму с закругленными концами. Секрет короткого взлета и посадки заключался в спец. механизации крыла опробованной на ОКА-38. Предкрылки -   во всю переднюю кромку. Закрылки и зависающие элероны - во всю заднюю.

Профиль крыльев - постоянный по размаху двояковыпуклый, несимметричный типа Р-ll Петра Петровича Красильщикова, с относительной толщиной 14 процентов. Этот же профиль использовался во всех предыдущих проектах Антонова, а так же и на немецком «Шторьхе» (один из примеров немецкого промышленного шпионажа).

Двухлонжеронные крылья обтягивались полотном. Верхнее крыло имеет автоматические предкрылки по всему размаху, щелевые закрылки и элерон-закрылки. На нижнем крыле имеется лишь щелевой закрылок. Фюзеляж самолета -ферменный. Шасси - неубирающееся, трехопорное с хвостовым колесом.

Кабина двухместная. Экипаж состоял из пилота и бортинженера. Хотя самолет считался двухместным, сохранили второе управление на случай использования его для обучения летчиков.

В грузовой кабине, на стенах размещались откидные лавки для пассажиров.

Оборонительное вооружение: 7,62мм ШКАС в установке МВ-3 с возможностью кругового обстрела.

В этой военно-транспортной машины, получившей обозначение ОКА-40(заводское название), рационально сочетались 1000-сильный мотор воздушного охлаждения М-62 и довольно легкий планер с бипланной коробкой крыльев. Расчеты показывали, что с десятью экипированными бойцами достаточно будет взлетной дорожки длиной 50-60 метров.

При этом его максимальная скорость должна была 260 км/ч на высоте 1750 метров, а крейсерская - 225. Дальность с нагрузкой 1000 кг - 1300 км, а с 2000 кг (в перегрузку) - 900 км. Практический потолок - 7500 метров. Разбег - 65 метров, а посадочная скорость - 70 км/ч.

Весной 1941 года ОКА-40 выдержал заводские испытания и поступил в НИИ ВВС. Испытания машины показали, что значение максимальной скорости не изменилось, но потолок из-за большего полетного веса заметно снизился, относительно расчетной.  В то же время дальность полета в отличии от расчетной, благодаря большему запасу горючего, возросла. Взлетно-посадочные характеристики получились такими же, как и у «Шторьха», испытанного в Советском Союзе и лучше, чем у поликарповского старичка У-2 ( разбег 65-70 метров, пробег  50-60 метров).

11 мая 1941 года начальник заказов вооружения ГУ ВВС Красной Армии генерал-майор Жаров писал заместителю наркома авиационной промышленности:

«Самолет ОКА-40 прошел государственные испытания в НИИ ВВС <…> и проверку в 50-й корпусной эскадрилье, где показал себя одним из лучших средств  транспортировки военных грузов и доставки личного состава, связи и корректировки артиллерийского огня.

По своим летно-техническим данным самолет ОКА-40 является необходимым для вооружения Красной Армии.

Для обеспечения учебно-боевой работы корпусной авиации требуется 500 самолетов ОКА-40 в вариантах корректировщика артиллерийского огня и транспортного и связного самолета с поставкой их в 41 г.».

ОКА-40 было  присвоено название Ан-2.

Машиной, так же заинтересовались ВВС ВМФ. Ее выдающееся взлетно-посадочные характеристики, были кране интересны морякам. Ан-2 был выбран для вооружения советских авианосцев, в роли палубного транспортного самолета снабжения авиационных групп. Так же моряки рекомендовали разработать вариант машины на поплавках, с возможностью запуска с корабельных катапульт.

Машиной заинтересовались и НКВД СССР. Машина была интересна пограничникам, лучшего самолета для снабжения удаленных погранзастав и оперативной доставки тревожных групп, не было.

Серийный выпуск самолета начался на авиазаводе №27. К сборке первых серийных машин приступили летом 1941 года, к началу войны было выпушено 625 самолетов. Первые самолеты поступили в штабные эскадрильи ВВС и ВМФ. В 1945 году машина получила новый двигатель М-82. В войсках машина получила прозвище “Кузнечик”, которое закрепилось за ним на всю жизнь.


Основные модификации ОКА-40 (АН-2):

Ан-2Т (Транспортный). Самая массовая модификация самолета. Применялся для транспортировки грузов ( до 1000 кг.), личного состава ( до 10 человек). Использовался все войну как: курьерский, связной, штабной, санитарный. Обеспечивал снабжение и связь с партизанскими отрядами, производил заброску за линию фронта и эвакуацию разведгрупп и диверсионных отрядов.

Ан-2НБ (ночной бомбардировщик). Зимой 1942/43 года, часть транспортных машин была переделана в ночные бомбардировщики. Машины получили 4 подкрыльевых и 4 подфюзеляжных механических бомбосбрасывателей АСИ-140 и замки Д-3-40 для подвески бомб калибром до 100 кг, всех типов стоящих на вооружении. Максимальная бомбовая нагрузка до 800 кг.  Стрелковое вооружение было усилено 2 подкрыльевыми контейнерами с 12,7 мм пулеметами УБК, “позаимствованными” у истребителя МиГ-3. Оборонительный ШКАС был заменен на 12,7 мм УБ.

Поскольку НБ считался боевой машиной, то летчика защитили от осколков снарядов зенитной артиллерии 12-миллиметровым бронезаголовником и 4-миллиметровыми бронеплитами с бортов и со стороны пола.

Активно и успешно применялся ночными эскадрильями на всех фронтах. У противника получил прозвище- “Nachthexe”(ночная ведьма).




Ан-2КТ (корабельный транспортный). Палубная модификация со складными крыльями. Стоял на вооружении всех советских авианосцев  (по 2 штуки). Обеспечивал снабжение и доставку личного состава, использовался в поисково-спасательных операциях. С установленным в грузовой кабине дополнительным топливным баком на 450 литров, дальность полета достигала 2200 км.

На эскортных авианосцах, вооружался 4-6 ПЛАБ-100 и успешно применялся как противолодочный самолет.

Ан-2МП (морской поплавковый). Применялся как транспортный, патрульный, противолодочный, поисково-спасательный. Мог запускаться с корабельной катапульты.

Ан-2П и СХ (пассажирский и сельскохозяйственный). После окончания войны широко используются в сельском и лесном хозяйстве, для перевозки пассажиров и грузов на местных авиалиниях, тренировки парашютистов в аэроклубах и частях ВДВ, аэрофотосъемки и геологоразведки, разведки льдов, рыбы и морского зверя, разрушения льда путем его опыления черным порошком, мониторинга нефте- и газопроводов и линий электропередач, обработки реагентами разливов нефти и для решения многих других задач.

Самолет использовался более чем в 40 странах не только в мирном небе, но и в боевых условиях.

ЛТХ:



Самолет

ОКА-40/Ан-2

Размах крыла, м

14.18

Длина самолета, м

12.10

Высота самолета, м

3.12

Площадь крыла, м2

40.25

Масса, кг

пустого самолета

2800

максимальная взлетная

4500

Тип двигателя

М-88Р/ М-82

Мощность, л.с.

1 х 1000/1200

Максимальная скорость, км/ч

260

Крейсерская скорость, км/ч

225

Практическая дальность, км

1300

Практический потолок, м

4100

Экипаж, чел

2

Полезная нагрузка:

10 человек или 1000 кг.

Вооружение:

2х12,7 мм УБК, 1х7,62/12,7 мм.

Бомбы до 800 кг.

C уважением, Сергей Сыч

Источники: Николай Якубович. НЕИЗВЕСТНЫЙ АНТОНОВ

http://blogs.mail.ru/mail/pavel-bor/43371BAE2E38A639.html

нереализованные проекты СССР, авиация СССР

Previous post Next post
Up