Гоночный самолет Salmson-Béchereau SB 3. Франция

Jun 11, 2013 17:50


Данный материал выкладывается на сайт в продложение темы, поднятой в статье «Гонка за призраком скорости. Барьер».




военные и гражданские прибыли в Истр полюбоваться машиной до ее первого полета, конец 1923 года (coll. Ricco)

Предисловие автора статьи: Начало 20-х годов увидело возрождение великих авиагонок, которые были прерваны в связи с началом Первой мировой войны. Тема различных самолетов, принимавших участие в гонках на кубок Мишлен (Coupes Michelin) уже неоднократно поднималась в различных выпусках журнала AVIONS. Гоночный самолет Salmson-Béchereau SB 3 ваш покорный слуга увидел на странице 3 выпуска №106 т его изображение вдохновило рассказать вам больше об этой машине ...

Кубок коммодора Луи Д. Бомона

Кубок коммодора Луи Д. Бомон (Coupe de Commodore Louis D. Beaumont)а, обычно называемый кубок Бомона, был учрежден в 1923 году американским филантропом после того как в за год до этого гонки на кубок Эмиля Детча де-ла-Мерта (Coupe de Deutsch de La Meurtrie) были выиграны французами [1]. Гонки на кубок Бомона должны были проходить в Истре 14 октября, но по решению аэро-клуба Франции (l'Aéro-Club de France) они не состоялись по нескольким причинам, одной из которых была нехватка участников: были зарегистрированы только 5 самолетов, причем все они были французскими. Фирма Salmson создала самолет SB 3 (с номером "5"), испытания которого проводил тест-пилот компании Potez Густав Души (Gustave Douchy).




Salmson-Béchereau SB 3, пилотировавшийся Густавом Души; Истр, октябрь 1923 года

Salmson-Béchereau SB 3 вел свое происхождение от SB 2 и отличался довольно коренастыми или даже пузатыми очертаниями  и огромным носом. Его крыло поддерживалось Y-образными подкосами, которые опирались на масляно-пневматические амортизаторы шасси конструкции Луи Бешеро (Louis Bechereau), патент на которую он получил 6 июля 1922 года (№553710). Механизм также был снабжен амортизационными шнурами, скрытыми в этих подкосах. Установленный на самолет 520-сильный двигатель Salmson 18 CMb предполагалось охлаждать листовыми радиаторами Лемблана (Lamblin), размещенными в передней кромке крыла рядом с фюзеляжем. Обшивка самолета состояла из покрытого лаком небеленого полотна. В ходе испытаний было выявлено ужасающе недостаточное охлаждение двигателя, вследствие чего SB 3 были противопоказаны какие-либо испытания на скорость. Не обращая на это внимания, наша машина в октябре 1923 года была отправлена в Истр. В присутствии инженера Луазу (Loizeau) на радиаторы самолета перед тем как вернуть его в ангар были установлены несколько прямых линий, увеличив тем самым их площадь.




SB 3 впервые выкатывают из цеха; ранее утро октября 1923 года. Гонки были отменены и перенесены на следующий год, но это "чудовище" произвело  сильное впечатление! (coll. Cortet)

В соответствии с «голубым» периодом SB 3 имел прямоугольное крыло с размахом 8,16 м и площадью несущей поверхности 17 м². С длиной 8,10 м самолет получал отношение размаха крыла к длине фюзеляжа близкое к единице... Вес пустого самолета составлял 1350 кг, общая масса достигла 1700 кг. Удельные нагрузки на крыло и мощность составили свыше 100 кг/м² и 3,1 кг/л.с.. Измеренная максимальная скорость составила 350 км/ч при дальности 350 км.
Кубок Бомона 1924 года и Регламент

Согласно Регламенту гонки должны были быть международными, кубок разыгрывался во Франции в течение двух соревнований, каждое из которых состояло из  полета на максимальную скорость на дистанции 300 километров. Победитель получал приз размером 200000 франков, которая должна была быть разделена на две части по 25000 франков каждая (первая предназначалась пилоту, а вторая фирме-производителю самолета, показавшего лучшую скорость в обоих полетах) и две ежегодные премии в 75000 франков. Гонки в Истре проходили 23 июня 1924 года по круговому маршруту длиной 50 километров,отправной точкой которого был центр военной авиации (Centre d'Aviation militaire). По крайней мере за пятнадцать дней до гонки самолеты должны были выполнить пятиминутный испытательный полет. Наблюдение загонкой прошодило с 08-00 до 20-00, и в течение этого периода должен был дан старт соперникам. Каждый участник имел право на старт, но в случае неполного прохождениея трассы или неправильного маршрута самолет имел право на повторый полет. Кубок не может быть выигран при скорости меньшей 290 км/ч.

Таким образом, чтобы участвовать в гонках на этот новый Кубок, компания Salmson усовершенствовала свой SB 3 (иногда эту модификацию неофициально называют SB 3bis). В целях повышения аэродинамических характеристик крыло получило увеличенные размах (10 м) и площадь несущей поверхности (19 м²). Центр тяжести самолета размещался на 35% длины хорды крыла. Однако сопротивление, вызываемое толстыми подкосами первой конфигурации, привели Бешеро к необходимости установить на SB 3 bis выше и ниже крыла расчалки. Размещенный в центре тяжести двигатель приводил в движение четырехлопастный винт, образованный перекрещиванием двух двухлопастных винтов, установленных друг относительно друга под углом 90° и со смещением по длине в 60 см. Однако эти смещение относительно оси привело к возникновению вибраций; чтобы исправить это в зазор между винтом и двигателем был помещен плоский цилиндрический экран. Стороны этого деформируемого тонкого листа поглощали самопроизвольные перемещения винтов.




на этом виде сбоку хорошо видно как кабан ограничивал обзор пилоту

В конце мая 1924 Бешеро еще не нашел пилота для SB 3 bis. Благодаря помощи помощника государственного секретаря по аэронавтике (sous-secrétaire d'Etat à l'Aéronautique) был найден доброволец - лейтенант Жорж Феригуль (lieutenant Georges Férigoule), который в это время находился непосредственно в Истре. После испытательного полета Феригуль обнаружил довольно ограниченное поперечное управление, но признал, что самолет обладает некоторыми интересными особенностями. Единственным недостатком было совершенно недостаточное охлаждение "форсированного" двигателя, развивашего на взлете 800 л.с. Для решения этой серьезной проблемы фирма Salmson установила новый насос для ускорения прохождения воды в радиаторах. Но во время полета тонкие полосы радиатора были раздавлены слишком мощным насосом. Бак с охлаждающей двигатель водой, размещенный в Л-образном обтекателе перед пилотом, разгерметизоровался и обжег Феригулю лицо. К счастью его глаза были защищены летными очками... Вынужденный приземлиться. пилот отказался от проддолжения соревнований, которые были выиграны Сади-Лекуантом (Sadi Lecointe) на Nieuport 29, оснащенном 450-сильным V-образным двигателем Hispano. Самолет Сади-Лекуанта покрыл дистанцию в 300 километров за 57 минут 50 секунд со средней скоростью 31,239 км/ч. Таким образом, премия 75000 франков была выдана Société Nieuport-Astra.




SB 3 bis с новым крылом и кабаном, к которому крепилась пара расчалок, поддерживавших верхнюю часть крыла, 1924 г. (coll. Cortet)
Кубок Бомона 1925 года и SB 3 ter

Это были последние гонки за кубок с этим наименованием. новые правила были почти идентичны правилам 1924 года, за исключением того, что для победы в гонке требовалась скорост не менее 300 км/ч и что полеты проводились с 07-00 до 17-00. За победу в них сражались только два самолета: Nieuport-Delage с 500-сильным двигателем Hispano и наш "знаменитый" Salmson Béchereau SB-3, который вновь подвергся изменениям. Поскольку в документации компании не найдено обозначение SB 3 ter мы решили использовать его данной статье (пока не будет доказано обратное!). Следует отметить, что обозначения вариантов самолетов не всегда отображались на вертикальной поверхности хвостового оперения (как, например, на Latécoère 298). Но вернемся к нашему самолету. Для участия в гонках в 1925 года Бешеро на SB 3 bis установил крыло с размахом 8 метров и площадью 15 м²; имевшаяся на машине система циркуляции воды также была пересмотрена.




вид 3/4 спереди. Обратите внимание на большие расчалки у нижней поверхности крыла, которые затем были помещены в обтекатели (coll. Cortet)

18 октября на старте присутствовали два конкурента: Сади-Лекуант на Nieuport-Delage и Феригуль на Salmson-Béchereau. Феригуль взлетел первым в 07-30, но после прохождения ½ оборота должен был приземлиться. Однако в 10-15 он выполнил повторный взлет. Однако после двух кругов он приземлился, поскольку двигатель очень сильно перегревался. Несмотря на многочисленные попытки улучшения системы охлаждения так и не удалось получить удовлетворительные результаты. Можно  добавить, что вес пустого SB 3 ter был 1350 кг, а общая масса достигла 1580 кг. Максимальная скорость SB 3 terоценивалась в 360 км/ч, делая его самой быстрой модификацией SB 3!

SB 3 ter, который мог бы развить эту скорость, был низведен до менее славного применения. Он закончил свои дни в качестве летающей лаборатории для проведения заключительных испытаний двигателя 18 CMb, являвшегося наддувной версией 18 CMa. Затем он был подвешен под потолком цеха компании Salmson в Бийанкуре (Billancourt), где во время оккупации он был уничтожен пожаром во время бомбардировок союзников.

Сади-Лекуант, пролетевший на своем "ньюпоре" со скоростью 312 км/ч, по умолчанию стал победителем гонок, поскольку спортивная комиссия аэроклуба Франции решила не регистрировать результат, так как Сади в нескольких проходах пропустил  два прохода у пилона. Мы надеемся вернуться к этому довольно небольшому гоночному самолету компании Nieuport , развившемуся в Ni-D 29 C1, историю которого еще предстоит написать.
Примечание
  1. Гонки на кубок Детч-де-ла Мерта возобновились в 1933 году по "новой формуле"
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Силовая установка: 18-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель Salmson 18CMb мощностью 520 л.с.

Конструкция: цельнодеревянная

Размеры:

размах крыла 10,00 м
длина 8,10 м
высота 2,50 м
площадь крыла 19,00 м²

Вес:

пустого 1400 кг
общий  1620 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 320 км/ч
дальность 350 км

источник: Pierre Cortet "Le monoplan de course", Avions №108 (Mars 2002)

авиация Франции, гоночные самолеты

Previous post Next post
Up