Альтернативный палубный торпедоносец ОКБ Кочеригина КТБ. Ударная "Кочерга" советских авианосцев Ч 2.

Mar 21, 2013 14:10


Предыдущий пост

25 мая 1939, КТБ-1 пилотируемый летчиком А. Нечитайло, впервые осуществил взлет и посадку с палубы авианосца «Красный авиатор».




На первых 10 КТБ-1 интенсивно обучались, будущие авиагруппы авианосцев Северного, Балтийского флотов и Черноморского флотов. В результате аварий 6 самолетов были потеряны безвозвратно. Погибло 3 летчика.




В 1939 г. Управление ВВС РККА издало «Курс низкого торпедометания», учитывавший опыт первых частей советской минно-торпедной авиации и и современной техники, включая и КБТ-1. И, наконец, в 1940 г. штаб авиации ВМФ подготовил «Временное наставление по боевой деятельности минно-торпедной авиации». В его написании приняли участие А. М. Спиридонов, Л. Я. Плискин, М. Ф. Вейс и другие. Он стал основой для деятельности торпедоносцев в начальный период Великой Отечественной войны.


К началу 1941 года ВВС ВМФ получили 76 КТБ-1 с М-88, которые были распределены по авианосцам: «Красный авиатор»-12 машин, «Чкалов»-18, «Рычагов»-18, «Громов»-20. Остальные машины были распределены в запасные и учебные подразделения и использовались для обучения пилотов корабельной авиации.
Моряки-острословы прозвали КТБ - “Кочергой”. Под этим прозвищем самолет и вошел в историю.
КБТ-1 в Великой Отечественной войне. Боевое применение, модернизация.

Пилоты КТБ-1 встретили начало войны…….. Война внесла коррективы, и одной из важных дополнительных задач морской авиации стало нанесение ударов по сухопутным войскам и наземным объектам.
……первый удар по румынскому порту Констанца и болгарской Варне…


…..Атака с использованием торпед низкого торпедометания требовала от летчика исключительного мужества. Идя на малой высоте, летчик должен был строго выдерживать постоянный курс и скорость. Это давало противнику возможность вести по самолету эффективный прицельный огонь. Стреляла вся корабельная артиллерия от зенитных пулеметов до орудий главного калибра. Торпедоносцы несли большие потери. Но и “Кочерга” был смертельно опасным противником, атакуя, ведя огонь из 20-мм пушек, пуская в цель РС-82, они выходили на дистанцию “сброса” и разили немецкие корабли торпедой…..
……Всего за 1942 г. балтийские КБТ сделали 280 самолетовылетов. 97 из них завершились атакой, почти 60% из которых были успешными - потоплено 49 транспортов, 4 танкера и 5 сторожевых корабля,3 подводных лодки…..


…..В марте 1942 года, в составе Северного флота было сформировано первое авианосное ударное соединение, состоящее из «Красного авиатора» и авианосца «Громов». Пилоты “кочерги” прикрывали северные конвои, охотились за подводными лодками Кригсмарине, наносили торпедо-бомбовые удары по кораблям противника и береговым объектам Финляндии и Норвегии.


На СФ широко использовала методы массированного наступательного боя. Например, 20 июля 1942 г. в районе о. Варде удар по конвою наносили 6 торпедоносцев и 17 бомбардировщиков. Их прикрывали 17 истребителей


…….В январе 1943 года торпедоносцы КБТ с «Красного авиатора» и «Громова» добились трех торпедных попаданий в немецкий линкор «Шарнхорст», благодаря чему тот снизил ход и был без труда добит английским линкором «Дюк оф Йорк».


Всего в войну КБТ авианосцев СФ было израсходовано 294 торпеды, потоплено 78 кораблей и транспортов противника, 12 подводных лодок. Ими сбито 2 FW-200, 4 He-111, 2 Bv-138.
В  1942 г. машина прошла модернизацию. Был установлен новый двигатель АШ-82, что повысило ЛТХ машины. Убрана башенка стрелка, и установлен хвостовой 12,7 мм пулемет УБ в упрошенном блистере. Весьма оригинальную, но непрактичную американскую амортизацию шасси признали непригодной для эксплуатации. На всех самолетах установили советские амортизаторы пневмогидравлического типа. Еще одной новинкой стало применение морозостойкой смазки в механизме уборки-выпуска шасси. Ранее пользовались американским маслом, которое при 15 градусах мороза загустевало. Поэтому зимой летали, не убирая колес, и теряли 25-30 км/ч скорости.


Весной 1942 г. родился новая тактика КБТ - совместная атака торпедоносца с бомбардировщиком-топмачтовиком. Первым на максимальной скорости в атаку шел топмачтовик. Бомбы сбрасывались на малой высоте за 200-300 м от цели. Не успев прийти в вертикальное положение, они рикошетировали, поражая корабль-цель в борт. В это же время за 600-700 м от цели торпедоносец сбрасывал торпеду. Ее попадание и завершало поражение цели. Новая тактика оказалась очень эффективной и получила прозвище “удар кочерги”. Наиболее пригодными для топмачтовых ударов сочли самолет КБТ.
Наилучшие рикошетирующие свойства показали бомбы ФАБ-250 с перьевым стабилизатором и более крупные. ФАБ-250 хорошо подходили для поражения транспортов водоизмещением 5-10 тыс. т. В головном очке бомбы устанавливали взрыватель АВ-87, а донном - АВ-1 с замедлением 4-7 сек.
Сбрасывание бомб рекомендовалось производить с высоты 30-50 м при скорости порядка 400-500 км/час (заметьте, что это значительно больше скорости сброса торпеды). Бомбы сбрасывались серией с интервалом 0,05 сек.
Прежде, чем применять новую тактику в бою, экипажи прошли основательную подготовку, включавшую и теорию, и набор летных упражнений…
…Машины активно использовались и погибали, одна за другой, но как-то на удивление медленно. Благодаря цельнометаллической конструкции «Кочерга» КБТ оказался аппаратом весьма живучим. 1 марта 1943 года в строю числилось четырнадцать  КБТ ( 8 на СФ, 3 на БФ, 2 на ЧФ). В то время советские авианосцы уже были полностью перевооружены на новые ударные машины и латанные  перелатанные КБТ, передали на конвойные авианосцы и в учебные части.


На СФ КБТ до конца войны летали с палуб 4-ох конвойных авианосцев курсирующих по маршруту Мурманск-Рейкявик-Мурманск. Но уже в роли охотников за подводными лодками.  Машины вооружались ПЛАБ-100 и поисковыми радарами. На их счету 5уничтоженных подводных лодок.
Единственный сохранившийся КБТ Кочеригина,  экспонируется в авиационном музее Монино.
Сергей Сыч.

Источник - http://alternathistory.org.ua/alternativnyi-palubnyi-torpedonosets-okb-kocherigina-ktb-udarnaya-kocherga-sovetskikh-avianostsev

альтернативная авиация, торпедоносец, ВВС СССР

Previous post Next post
Up