Всем, кто интересуется историей польского танкостроения, известно, что серийно в Польше до Второй Мировой войны выпускалось несколько видов танкеток и один тип легкого танка - 7ТР. Однако, польскими конструкторами в 1930-е годы велась разработка бронетанковой техники различного назначения. Танк поддержки пехоты (9ТР), колесно-гусеничный танк (10ТР), крейсерский танк (14ТР), плавающий танк (4ТР). Но, помимо этого, во второй половине 1930-х годов польское Управление вооружения решило создать для армии сначала средний, а затем и тяжелый танки. Об этих нереализованных программах и пойдет речь. Когда пишут о польских средних/тяжелых танках, то часто используют индексы 20ТР, 25ТР, 40ТР и иные. Сразу оговоримся, что эти индексы являются сконструированными исследователями по типу 7ТР (7-Tonowy Polski), в реальности же проекты не имели подобного буквенно-цифирного обозначения.
Черновой рисунок одного из вариантов среднего танка фирмы BBT. Br. Panc.
Программа «Czołg średni» (1937-1942 гг.).
В середине 1930-х годов командование польской армии пришло к выводу о необходимости разработки для Войска Польского среднего танка, который мог бы решать не только задачи сопровождения пехоты (для чего были предназначены танки 7TP и танкетки TKS), но и в качестве танка прорыва, а так же для уничтожения укрепленных пунктов.
Программа была принята в 1937 г. под немудреным названием «Czołg średni» («средний танк»). Комитет вооружения (KSUST) определил начальные параметры технического задания, предложив конструкторам ориентироваться на проект английского среднего танка А6 (Vickers 16t.), упомянув так же, что подобный танк состоит на вооружении «вероятного противника» - СССР (Т-28). Дополнительным стимулом к разработке собственного среднего танка для польского военного руководства стала разведывательная информация о начале производства в Германии танков Nb. Fz. Соответственно польский «Czołg średni» должен был, как минимум, соответствовать А6 и Т-28 (эти танки считались поляками равноценными) по техническим параметрам, не уступать по силе Nb. Fz., а в идеале превосходить их. Специалисты Артиллерийского управления Войска Польского предложили использовать, как основное вооружение, 75мм орудие образца 1897 г. Масса проектируемого танка изначально была ограничена 16-20 тоннами, однако, в дальнейшем, лимит был увеличен до 25 тонн.
Сравнение размеров среднего танка проекта KSUST с "вероятными противниками" Т-28 и Nb. Fz.
Сама программа была рассчитана на 5 лет - до 1942 г., когда, по плану польского командования, армия должна была получить достаточное количество серийных средних танков.
Разработка танка была поручена ведущим польским машиностроительным фирмам под общим руководством Комитета вооружения.
Первые проекты были готовы уже к 1938 г. - это были разработки конструкторов, трудившихся в самом комитете, (KSUST 1 вариант) и вариант предложенный фирмой Biura Badan Tehnicznych Broni Panzernych (BBT. Br. Panc.).
I вариант среднего танка KSUST.
I вариант среднего танка BBT. Br. Panc.
По тактико-техническим данным (см. в таблице внизу) они были весьма близки, за исключение того, что специалисты BBT. Br. Panc. предложили кроме варианта с 75мм орудием, создать танк с длинноствольной 40мм полуавтоматической пушкой на основе зенитного орудия Bofors. Такая комплектация хорошо подходила для борьбы с бронированными объектами - так как начальная скорость снарядов зенитного орудия была весьма высока. В обоих проектах присутствовали 2 малые пулеметные башни, способные вести огонь по курсу танка.
К концу 1938 г. свой проект представила компания Dzial Silnikowy PZlzn. (DS PZlzn.). Этот проект существенно отличается от иных тем, что инженеры DS PZlzn. (ведущий инженер Эдуард Хабич) решили не следовать точно указаниям комитета по вооружению в отношении тактико-технических данных, а создали оригинальный концепт среднего танка на основе собственных разработок. Дело в том, что данная компания разрабатывала для Войска Польского «скоростные танки» на подвеске типа «Кристи». В 1937 г. был создан опытный танк 10TP, близкий по своим характеристикам к советским танкам БТ-5, а в 1938 г. началась разработка крейсерского танка с усиленным бронированием и вооружением 14ТР. На основе разработок по проекту 14ТР и был создан вариант «сzołgu średniego», представленный в комитет вооружения.
По сравнению с проектом 14ТР у «среднего танка» был несколько удлинен корпус, существенно увеличено бронирование (лобовая броня 50мм у первого варианта и 60мм у последнего), предполагался к установке мощный двигатель в 550 л.с. или спарка двигателей по 300 л.с., что должно было обеспечить танку скорость до 45 км/ч. Что касается вооружения, то вместо планировавшейся изначально к установке 47мм противотанковой пушки (как на 14ТР), было решено использовать 75мм орудие, созданное на основе зенитного Wz. 1922/1924 c длиной ствола 40 калибров, имевшего, к тому же небольшой откат, что позволяло его разместить в компактной башне. Такое орудие имело очень большую бронепробиваемость и подходило как для борьбы с танками, так и для уничтожения долговременных укреплений. Под это орудие была спроектирована расширенная башня, а от малых башен конструкторы отказались, заменив их курсовым и спаренным с орудием пулеметами.
Проект среднего танка фирмы DS PZlzn.
Фактически, если бы этот проект был воплощен с заявленными характеристиками до 1940 г., то Польша бы получила едва ли не самый сильный средний танк в мире, по бронированию близкий к современным ему тяжелым танкам. Можно вспомнить, что в СССР 1939 г. начались испытания танка А-32, имевшего несколько меньшее бронирование и существенно более слабое 76мм орудие, а немецкая армия в 1939/40 г. имела средний танк Pz. IV с бронированием в 15 - 30 мм и короткоствольным 75мм орудием.
75мм орудия предполагавшиеся к установке в средний танк
(хорошо видна как разница в длине ствола, так и в величине отката).
В начале 1939 г. фирма BBT. Br. Panc. представила новый проект своего танка в двух вариантах. Сохранив общую компоновку, инженеры изменили назначение танка - он стал скоростным специализированным для борьбы с бронированными объектами. Произошел отказ от использования 75мм пехотного орудия, вместо него было предложено использовать 40мм полуавтоматическое или 47мм противотанковое. Предложив вариант с бензиновым 500 сильным (или спаркой 300-сильных), разработчики рассчитывали, что их танк достигнет скорости в 40 км/ч по шоссе. Вместе с тем, до 50 мм было увеличено и бронирование (лобовая деталь корпуса). Так же была разработана новая уменьшенная башня для 40мм орудия и иной вариант ходовой части. Масса проектируемого танка возросла до максимально разрешенных второй редакцией требований Комитета вооружений 25 тонн.
II вариант среднего танка BBT. Br. Panc. c 47мм противотанковым орудием.
II вариант среднего танка BBT. Br. Panc. c 40мм орудием,
иной конструкцией ходовой части и уменьшенной башней.
Однако, хотя проекты фирм DS PZlzn. и BBT. Br. Panc. не были отвергнуты комитетом вооружения (DS PZlzn. в начале 1939 г. даже были выделены средства на создание деревянного полноразмерного макета), большее внимание было уделено переработанному проекту, специалистов комитета (KSUST 2 вариант).
Основываясь на анализе предложений компаний BBT. Br. Panc. и DS PZlzn., инженеры, работавшие в комитете вооружений, представили в конце 1938 г. новый проект. Сохранив основную компоновку (в том числе трехбашенную схему), а также 75мм орудие обр. 1897 г., как главное вооружение, они переделали моторное отделение и кормовую часть корпуса по примеру проекта BBT. Br. Panc., и вместо 320-сильного дизеля решили использовать спарку бензиновых 300-сильных моторов, как предлагали специалисты фирмы DS PZlzn., что позволяло достичь тех же скоростных параметров, что и у конкурента. Так же было решено довести проект по показателям бронирования до 50мм (лоб корпуса). Все это предполагали уложить в вес 23 тонны (у проекта DS PZlzn - 25т.), однако позднее проектный вес был увеличен до 25 тонн.
II вариант среднего танка KSUST.
Польские военные рассчитывали начать испытание опытного образца танка в 1940 г., но война не дала осуществить эти планы. К началу войны больше всего продвинулись работы у фирмы DS PZlzn., которая изготовила деревянный макет танка. По некоторым данным этот макет был уничтожен, так же как и недостроенный экспериментальный танк 14ТР, при приближении немцев.
Программа «Czołg ciezki» (1940-1945 гг.).
В 1939 г., когда проектирование среднего танка подошло к стадии изготовления полноразмерных макетов, представители Комитета вооружения предложили начать программу создания тяжелого танка «Czołg ciezki». Основными параметрами были: назначение - прорыв укрепленных линий и поддержка пехоты; бронирование, обеспечивающее неуязвимость для противотанковых орудий; максимальный вес - 40 тонн. Программа была рассчитана на 5 лет (1940-1945 гг.).
Известно о нескольких концепциях тяжелого танка, созданных в Польше в 1939 г.
Одна из них принадлежит специалистам Комитета вооружения Бужновицу, Ульриху, Грабскому и Иваницкому, по сокращению от первых букв их фамилий, проект именовался «B.U.G.I.». Авторы основывались на концепции среднего танка (KSUS II вариант), однако танк должен был иметь однобашенную схему, лобовую броню и броню башни до 100мм и, в качестве основного вооружения, пехотное орудие калибра 75мм или 100мм гаубицу.
Чертеж внешнего вида тяжелого танка B.U.G.I.
Вторая концепция тяжелого танка 1939 г. принадлежит Э. Хабичу. Об этом танке известно немногое. Хабич предполагал использовать в своем проекте ту же 75мм длинноствольную зенитную пушку, которую предполагалось установить в средний танк проекта DS PZlzn. Ходовую часть он предполагал выполнить по типу блокированных тележек (по 3 тележки на борт), как в опытном танке его разработки 4ТР. Бронирование предполагалось сделать большим, чем у среднего танка проекта DS PZlzn., то есть лобовая броня должна была превысить 60мм (иногда встречается упоминание толщины лобовой брони проекта танка Хабича - 80мм).
Современная реконструкция (по описанию) тяжелого танка по проекту Э. Хабича.
Третий проект тяжелого танка был создан профессором Львовского политехнического института Антонием Марковским. Его работа поступила в Комитет по вооружению 22 июля 1939 г. Профессор Марковский предложил концепцию танка, вооруженного 120мм гаубицей образца 1878 г. и одним пулеметом, имеющего очень сильное бронирование (130мм - лоб корпуса, 100мм - борта, 90мм - корма и 110мм - башня), но невысокую подвижность (25-30км/ч при установке 500-сильного двигателя).
Проект тяжелого танка А. Марковского.
Поскольку официально программа «Тяжелого танка» должна была быть запущена только в 1940 г. (с выделением соответствующего финансирования) работа над тяжелыми танками в довоенной Польше не пошла дальше создания черновых концепций.
Таблица проектных ТТХ польских средних и тяжелых танков.
Источник -
http://alternathistory.org.ua/proekty-srednikh-i-tyazhelykh-tankov-polshi-1937-1939-gg По этой ссылке в уомпании «МОСИНТУР» вы сможете купить
авиабилеты компании аэрофлот стоимостью как в кассах. А иногда, даже дешевле.