Проект «G3», стал трехбашенным развитием более раннего проекта «НЗ», также разработанном в декабре 1920 года. На нем конструкторы пошли на некоторое уменьшение калибра до 420 мм, но зато сохранили три трехорудийные башни, обеспечивая тем самым кораблю полноценную разбивку залпов. Размещение орудий и внутреннее расположение корабля имело большое сходство с проектом «13».
Оправдывая понижение калибра, директор Департамента кораблестроения отмечал, что при необходимости можно довольно безболезненно вернуться к 457-мм артиллерии, разместив ее в трех двухорудийных башнях, при этом изменения в эскизном проекте будут минимальны.
Вертикальная зашита «G3» практически не отличалась он «Н». Главный пояс длиной 155 м на участке погребов (73 м) имел толщину 356 мм и высоту 4,45 м. Далее в корму он становился чуть уже (3:6 м) и тоньше (305 мм). Изменения в горизонтальной защите оказались существенней - если над погребами она соответствовала типу «Н» (203 мм в плоскости палубы и 229 мм на скосах), то над машинными отделениями была существенно легче и примерно соответствовала защите крейсера «Худ» (51 мм в плоскости палубы и 76 мм на скосах). Пойти на столь заметное ослабление защиты пришлось из-за возросшего веса вооружения (из-за третьей башни).
13 декабря 1920 г. состоялось рассмотрение проектов «G3» и «НЗ» Советом Адмиралтейства. Проект «НЗ» вызвал много нареканий, особенно в отношении вооружения - сокращение числа стволов затрудняло управление стрельбой (из-за неполных залпов) и ограничивало число орудий в круговом обстреле. В результате обсуждения для дальнейшей разработки был отобран проект «G3», однако было высказано пожелание увеличить толщину
брони над механизмами до 76 мм (где был 51 мм) и до 102 мм (где было 76 мм). Также отмечалось, что для транспортировки боезапаса к кормовым 152-мм орудиям из кормовых погребов задействовано слишком много личного состава. В связи с этим обсуждался вопрос о применении трехорудийных башен противоминного калибра, но окончательно все-таки остановились на решении изменить расположение уже имеющихся двухорудийных башен.
Проект «G3 (мод.)»
Департаменту кораблестроения было поручено внедрить эти пожелания и предоставить проект на новое рассмотрение. Для компенсации увеличения толщины палубной брони над машинами предполагалось:
- уменьшить число башен противоминного калибра с восьми до шести (ожидаемая экономия - 100 т). Остальные башни перераспределялись таким образом, чтобы обеспечить достаточно быструю подачу боезапаса без увеличения персонала;
- уменьшить 356-мм пояс по высоте на один фут (305 мм), (ожидаемая экономия - 115 т). При этом углубление броневого пояса ниже проектной ватерлинии будет составлять 1,37 м вместо 1,56 м, а возвышение над ватерлинией 2,79 м - вместо 2,89 м;
- уменьшение толщины плит башенного бронирования: лобовых с 457 мм до 406 мм, боковых - с 356 мм до 305 мм (ожидаемая экономия - 75 т);
- за счет перераспределения брони над погребами (без ослабления защиты) ожидалась экономия еще 125 т.
Несмотря на эти ухищрения, не хватало еще 710 т, и по спецификации водоизмещение увеличивалось с 46 500 до 47 500 т.
После пересмотра проекта в нем произвели дополнительные изменения в отношении бронирования:
- палуба над механизмами стала единой толщины, равной 102 мм;
- коммуникационная шахта боевой рубки, ранее предполагавшая одинаковую толщину на всем протяжении - 203 мм, теперь на некоторых участках снижена до 152 мм.
- участки промежуточной палубы в носу, имевшие толщину 102 мм, утоньша-лись до 76 мм (участки толщиной 190 мм оставались неизменными);
- участки промежуточной палубы в корме, имевшие толщину 198 мм, утоньша-лись до 190 мм (участки толщиной 76 мм остались неизменными);
- толщина кормового траверза увеличена с 254 мм до 305 мм.
Внесенные в проект изменения привели к изменению статей весовой нагрузки:
- вооружение уменьшилось до 7300 т (было 7400 т).
- бронирование увеличилось до 14 050 т (было 13 350 т).
- корпус увеличился до 17 290 т (было 16 890 т).
В начале 1921 года проект претерпел очередные изменения - так, в январе калибр главной артиллерии снизили до 406 мм, а 16 февраля последовало решение понизить мощность энергетической установки до 160 000 л.е., что уменьшало скорость до 31-32 уз. Причина последнего изменения заключалась в сомнениях руководителя департамента, главного инженера флота, традиционно находящегося в оппозиции к директору Департамента кораблестроения Д'Эйнкорту, относительно возможности заложенных в проекте 18 паровых котлов (таких же, что стояли на легком крейсере «Эмеральд») развить суммарную мощность 180 000 л.с. По его мнению, требовалось как минимум на три котла больше, что вело к увеличению размеров котельных отделений со всеми вытекающими из этого последствиями. Несмотря на возражения Д'Эйнкорта, состав ЭУ изменили, и теперь в трех котельных отделениях размещались 20 паровых котлов меньшей (8000 л.с. вместо 10 000 л.с.) паропроизводительности.
Полученное снижение общего веса энергетической установки позволило довести число 120-мм зенитных пушек до
шести и улучшить ороневую защиту - в частности отказаться от принятого было снижения толщины броневой палубы и уменьшения высоты броневого пояса - последний теперь имел общую высоту 4,34 м (1,37 м ниже проектной ватерлинии и 2,97 м - выше). По длине цитадель продлевалась в корму и теперь заключала внутрь себя погреба противоминной артиллерии. Кормовой траверз было решено оставить той же толщины (254 мм), но установить в оконечностях еще две бронированные переборки - первую (127 мм) перед помещением носового торпедного аппарата, вторую (102 мм) позади помещения рулевых машин. Лобовую броневую плиту башен усилили до 432 мм., а боковые - до 330 мм. Кроме того коммуникационной шахте «вернули» толщину 203 мм на всем протяжении.
Результатом всех изменений было незначительное увеличение водоизмещения (до 48 000 т) и уменьшение длины между перпендикулярами до 250,1 м. Несколько изменились статьи нагрузки:
Корпус корабля 17 860 т
Бронирование 14 700 т
Вооружение 7050 т
Механизмы 5950 т
Топливо 1200 т
Общее снаряжение 1000 т
Адмиралтейский резерв 240 т
Всего 48 000 т
Снижение скорости до 31 -32 уз. понра-
вилось в Адмиралтействе далеко не всем, но после разъяснений секретаря Первого Морского Лорда контр-адмирала А.Чет-филда, изложенных 18 февраля 1921 г. в докладной записке, направленной в Морской штаб, последний не посчитал нужным жертвовать имеющимися достоинствами проекта в пользу довольно незначительного увеличения скорости, и проект в целом был одобрен Адмиралтейством, а Департамент кораблестроения получил задание на детальную разработку проекта.
Довольно серьезным изменением, внесенным в проект на этом этапе, стало уменьшение угла наклона броневого пояса с 25 до 18 градусов и фактическая ликвидация скосов - их угол наклона к горизонтали сократился до 2,5 градусов, а толщина стала единой. Кроме того, 533-мм торпедные аппараты заменили на 622-мм, в которых использовались новейшие кислородные торпеды. Примерно в это же время предпринимались попытки увеличить стойкость противоторпедной защиты - ставилась задача противостоять взрыву заряда весом 450 кг ТНТ, однако расчеты показали невозможность достичь такого результата без значительного увеличения ширины корпуса (на 1,8 м), что автоматически вело к росту водоизмещения, падению скорости и к проблемам с докованием.
Через шесть месяцев, 12 августа, Адмиралтейство утвердило окончательные спецификации, мидель, теоретический чертеж нового линейного крейсера.
Описание конструкции линейного крейсера проекта «G3»
Вооружение
Главное вооружение линейных крейсеров представляли три трехорудийные башни с 406-мм орудиями с длиной ствола 45 клб. При проектировании новых установок был учтен не только собственный опыт, полученный в ходе боевых действий, но и широко использовались сведения о германских и американских башенных конструкциях. Углы обстрела башен «А» и «В» составляли 300 градусов, а «X» - по 60 градусов от траверза (допускалось увеличение угла до 70 градусов в корму, но при этом появлялась угроза получения повреждений носовой дымовой трубы дульными газами).
Зарядные и снарядные погреба, зарядные устройства размещались так, чтобы обеспечить 2 выстрела в минуту на ствол. Штатно погреба боезапаса рассчитывались на 80 выстрелов на каждое орудие, максимальная вместимость составляла 116 снарядов и 100 зарядов.
Противоминная артиллерия состояла из шестнадцати 152-мм орудий в восьми двухорудийных башнях, расположенных вне зоны действия ударной волны орудий главного калибра. Погреба боезапаса рассчитывались на 150 выстрелов для каждого орудия в носовых башнях и по 100 выстрелов на орудие - в кормовых.
Зенитное вооружение кораблей состояло из шести 120-мм зенитных орудий на одинарных лафетах и четырех десятиствольных автоматов «Рот-Рот».
Торпедное вооружение включало в себя два 622-мм подводных аппарата. Позиции аппаратов находились на палубе платформы непосредственно перед снарядным погребом башни «А». Броневая защита
Внутренний наклонный броневой пояс имел длину 159,1 м и отстоял верхней кромкой от наружной обшивки на 1,2 м. Наибольшей толщины 356 мм он достигал в районе погребов, на протяжении 78,9 м. Далее в корму он утоньшался до 305 мм, доходя до кормовых погребов противоминной артиллерии. В оконечностях пояс замыкался траверзами (носовой 305 мм, кормовой 254 мм), образуя цитадель. В первоначальном варианте траверзы устанавливались с наклоном брони, но в окончательном варианте от этого отказались.
Горизонтальная защита цитадели состояла из одной броневой палубы толщиной 203 мм - над боевыми погребами главного калибра, носовым и средним котельными отделениями, на протяжении последнего последовательно утоньшалась до 172, 152 и 141 мм, 102 мм - над кормовым котельным и машинными отделениями и 178 мм - над погребами противоминного калибра.
Помещения подводных торпедных аппаратов перед цитаделью защищались тонким броневым поясом, продолжающимся от носового траверза в нос, прикрытый 152-мм броневой палубой и замыкающийся 152-мм броневым траверзом.
Рулевая машина, находящаяся вне цитадели в корме, прикрывалась 127-мм броневой палубой и 114-мм траверзом.
Барбеты башен главного калибра прикрывались 356-мм броней, утоньшавшейся до 305 и 280 мм по мере приближения к диаметральной плоскости. Башни имели лобовые плиты толщиной 432 мм, боковые плиты толщиной 330 мм и крышу толщиной 203 мм.
Боевая рубка прикрывалась во фронтальной проекции 356-мм броней. Тыльная сторона имела толщину 102 мм, боковые стенки - 254 мм, крыша - 152 мм, пол - 102 мм. Коммуникационная шахта рубки бронировалась вниз до броневой палубы плитами толщиной 203 мм.
Бронированный купол управления огнем защищался по бокам 76-мм плитами, крыша и лобовая часть - 127-мм плитами. Этот купол имел собственную бронированную коммуникационную шахту, плиты которой вне боевой рубки имели толщину 152-мм, а внутри ее - 51 мм.
Перегрузочные отделения 152-мм башен, основание боевой рубки, мостики, посты управления стрельбой противоминной артиллерии защищались стальными защитными плитами толщиной 25 мм. Противоторпедная зашита Конструктивная подводная защита была рассчитана на противодействие подводному взрыву заряда, содержащего 340 кг ТНТ, т.е. боевой части стандартной торпеды. Она включала внешнюю камеру расширения, внутреннюю - поглощения и противоторпедную переборку толщиной 44 мм. Общая глубина противоторпедной защиты составляла примерно 4,26 м. Камеры поглощения в качестве «рабочего тела» содержали 2 630 т воды. В мирное время для экономии топлива и облегчения эксплуатации эти камеры предполагалось иметь пустыми.
Для спрямления крена имелась специальная система сжатого воздуха, позволяющая продуть отдельные камеры противоторпедной защиты. Согласно расчетам, подобная система позволяла спрямлять корабль после двух торпедных попаданий в течение 15 минут. Дополнительно для выпрямления крена могла быть использована перекачка нефти, для чего предусматривались специальные насосы гораздо большей производительности, чем на «Худе».
Почти на всем протяжении корабля предусматривалось двойное дно глубиной 2,13 м.
Источник -
Александр Дашьян. Убийцы «Бисмарка». Линкоры «Нельсон» и «Родней». Очень полезная ссылка для всех любителей истории автомобилей. По ней вы найдёте все
автомобили марки Феррари. Так что, не пропустите.