В человеческих взаимоотношениях есть парадокс. Человек - существо социальное, ищущее поддержки окружающего его социума по определению. "Один в поле - не воин", "На миру - и смерть красна", и так далее. Но в то же самое время, многим знакомо желание "спрятаться в норку", когда случается действительно тяжелая ситуация, когда никого не хочется ни видеть, ни слышать, а хочется только зализать раны, прийти в себя, и ключевой момент: так, чтобы никто не видел. Почему так происходит? Попробуем разобраться.
... У моей знакомой умерла кошка. На 16-м году жизни. Кошка жила с ней, когда разъехались из дома ее дети, и она впервые в жизни осталась совсем одна. Кошка встречала ее с работы, она грела ей колени, и ее всегда можно было погладить, когда становилось грустно. Кошка долго болела и мучилась, и в конце концов, когда последняя надежда пропала, ее пришлось усыпить. Женщина плакала каждый раз, когда заговаририла об этом, но если она кому-то жаловалась, она получала реакцию следующего вида:
1. "Да ну, ерунда какая, это всего лишь кошка". Это тип поддержки, который обеспечивают люди, у которых либо никогда не было домашних животных, либо они не сильно к ним привязывались. И им искренне кажется, что если они скажут: это ерунда, слушатель посмотрит и подумает "Ой, правда, что это я? Это же и правда, ерунда!". Эти люди очень удивляются, если происходит что-то другое. Они обесценивают чужие переживания, делают их незначительными, и жаловаться таким людям в итоге выходит себе дороже: "полноценно" обидеться сил нет, а принять такую "поддержку" - невозможно.
2. "А так лечили? А так? А к этому врачу ходили? Ну что же вы, надо было сходить, тогда кошечка бы выжила!" - такая поддержка возвращает горюющего человека назад по его пути принятия потери. Конечно, он сам задавал себе все эти вопросы много раз, и уже не нашел на них хороших ответов. Поддержка такого типа, хоть и похожа на сочувствие, на самом деле только усиливает чувство вины и удручает.
3. "Боже! Кошка? Ужас... Моя кошка тоже тяжело умирала, это был кошмар.... " - и тут собеседник начинает рыдать, так, что бедной женщине еще приходится утешать утешающего. Действующие лица меняются ролями, легче не становится.
Пока ребенок мал, он не может решать свои проблемы сам. Он может с плачем прибежать к маме, и ее обязанность - поцеловать больное место, утешить, обнять и все устроить так, чтобы стало опять хорошо. Если мама считает, что ребенок сам виноват в своей беде, ее естественное желание - сделать так, чтобы ребенок понял, что привело к этой ситуации, и больше в нее не попадал. И тогда, утешив, она акцентирует внимание ребенка: смотри, если бы ты вот так не сделал, то, что получилось - не случилось бы. Чем младше ребенок, тем короче у него память. Если он утешился, и светит солнце, он просто не помнит, как ему было плохо, его фокус внимания сместился. И некоторые мамы ошибочно полагают, что если не утешать, а плачущему ребенку сразу объяснить, в чем он не прав, он поймет лучше! Увы, это не работает. пока ребенок маленький: его мозг еще не готов. Как только они созреют, мама не понадобится. Но родители - тоже люди. И первая эмоциональная реакция может быть любой, и далеко не всегда родитель отдает себе отчет, что вместо того, чтобы воспитывать - пугает ребенка. И ребенок запоминает не то, как он попал в ситуацию, а то, что из нее получилось, и, конечно, ему очень хочется этого избежать в дальнейшем.
У некоторых это убеждение укрепляется еще и в подростковом возрасте, когда ребенок попадает в коллектив, где показать слабость означает стать мишенью для насмешек и издевок со стороны сверстников. И снова оказывается, что лучше пережить боль в одиночку, а потом с улыбкой выйти к людям - зарабатывая таким образом уважение и репутацию "крепкого орешка".
Другой причиной, которая приводит к одиночеству у детей, а потом и подростков, является чудовищная вина за все, что они могут рассказать страшного. "Я скажу маме, что сделала аборт, и это ее убьет. Уж лучше я пострадаю сама." Или неадекватная расстановка ценностей: "На меня пытались напасть, и если скажу - больше никогда меня гулять не пустят одну".
И в результате оказывается, что нет даже вероятности получения помощи: "Какая им разница? Отругают только или надают полезных советов, как надо было избежать, зачем им это знать?.. Не скажу."
Да и сам человек, оказавшись в ситуации, где кому-то требуется его поддержка, будет действовать по одной из знакомых с детства схем. Другим-то вариантам его никто не научил...
Замкнутый круг.
Стоит упомянуть еще один аспект - исторический. Наше общество в силу технического прогресса уже не нуждается в сохранении общин для защиты их членов от внешних угроз. А ведь когда-то основную роль по объединению таких общин несла религия. Религиозные догматы, при всей свой неоднозначности, выполняли одну из важнейших функций: они давали возможность ошибаться - и быть потом прощенным, если раскаиваешься в содеянном. А ответственность за объективные несчастья и вовсе лежала во вне ответственности лично человека, и поэтому окружающие не возлагали на себя никаких воспитательных функций, они сочувствовали, обнимали, причитали, - и это помогало. И никто не говорил "Ну, сам виноват, что не застраховал свой дом от попадания молнии", а молча приходили всей общиной и строили погорельцу новый дом, зная, что в следующий раз новый дом может понадобиться им самим. Сейчас это явление встречается все реже, и безусловное принятие и прощение стало удочкой, на которую ловят секты тех, кто лишен единомышленников и поддержки в религиозной, общественной или семейной сфере жизни.
Человек в отчаянии пойдет куда угодно, если ему пообещают: "Мы выслушаем. Мы не осудим. Мы будем рядом, пока тебе плохо. Мы простим. Ты хороший для нас - любой, какой бы ты ни был".
Так что же делать?
Что делать, чтобы наши дети вырастали с иммунитетом от плохих компаний, чтобы наши близкие не попадали в секты, чтобы человек, которому больно и плохо, мог наконец обрести передышку?
Ответ: учиться поддерживать и не упускать возможности сделать это. Вещи, которые тиражируются в современной литературе по воспитанию детей и психологии подростков, так или иначе звучат во многих статьях и передачах на тему, очень просты - но действительно работают:
- Обнимите и пожалейте плачущего ребенка.
- Не наказывайте, не воспитывайте того кому больно.
- Не делайте больно сами, не говорите в этот момент, что и как надо было сделать по-другому. Оставьте воспитательный момент на спокойный период для обсуждения ситуации в полном объеме, когда вас смогут воспринять адекватно.
- Не ругайте подростка за то, какой он есть - чтобы он ни делал, он должен знать, что он любим. Пусть никогда не теряет веры в то, что даже если вы разочаровываетесь, он все равно дорог и ценен.
- Не давайте непрошеных советов попавшему в тяжелую ситуацию - посочувствуйте, скажите: ты все равно лучше всех, я в тебя верю (если это правда, так).
- Выслушайте страдающего, осознайте важность происходящего - но не принимайте близко к сердцу. Не разрушайтесь от чужого горя - дайте возможность человеку на вас опереться, на ваше внимание и спокойное доброжелательное сочувствие. (И речь должна идти о действительно чужом горе, и не о потере ваших общих близких или другом несчастье, которое затронуло вас одинаково.)
В случае с моей знакомой, ей всего и надо было услышать: "Как жаль! Такая хорошая кошка была. Я так вам сочувствую, это большая потеря, я знаю, вы очень ее любили! Расскажите мне, как это случилось?.. "
Будем добрее друг к другу, и тогда мир будет добрее к нам, а мы сами - гораздо счастливее.
Ведь если молния попадет в дом к вам - кто поможет его построить заново?
В редактировании статьи принимала большое участие
bilet_v_zirk, за что ей огромное спасибо.