Имел
непродолжительную дискуссию с
gyaur , где сформулировал апологию антипатриотизма так:
во-первых, патриотизм, любовь к привычному и любовь к своему, и даже в некотором роде ксенофобия - она у людей заложена очень глубоко. Младенец нуждается в постоянном окружении, в "своих", отличных от "других"; и отказники, лишённые этого - эмоциональные инвалиды (госпитальный синдром, см.). Когда ребёнок маленький, его учат доверять и слушаться своих родителей и опасаться чужих дядь и тёть, есть то, что дают дома, и не есть то, что нашёл на земле на улице, отличать свою собау от чужой и т.п. Этот дискурс, эта внутренняя дифференциация укореняется и потом всегда окрашивает отношение человека ко всему - от понаехавших иммигрантов до технических новинок. Я помню, с какой скукой слушал рассказы родителей о том, как всё было не так (а лучше) в их детстве - а теперь постоянно ловлю себя на таких же телегах к своим детям - и они, видимо, также со смирением принимают этот не слишком нужный им поток ностальгии: для них актуально то, как сейчас, и с современными реалиями они в той или иной форме будут сравнивать жизнь N лет спустя.
Ну и т.п.
Так вот: в силу этого патриотизм (как малый - "патриот Таганки", допустим, так и большой) очень естественен. Поэтому, если ты сравниваешь "своё" с "чужим" и тебе кажется, что своё лучше - скорее всего они одинаковы; если кажется что одинаковы - то с большой степенью вероятности своё хуже. Я в своих оценках всегда стараюсь сделать эту поправку, как при стрельбе делают поправку на ветер.
Ну а во-вторых, правильно искать брёвна в своих глазах прежде, чем сучки - в чужих. И прежде, чем идти наводить порядок у других, хорошо бы навести его у себя - а чтобы навести порядок у себя, надо специально искать и узнавать беспорядок - и опять же, не позволять себе относиться к нему терпимо потому, что он "твой", привычный и, скорее всего, как-то даже созвучный тебе. Поэтому я не то что считаю, что россия всегда не права, но - не смотрю туда, где она права; права - и отлично. А вот где неправа - туда я смотрю и как-то пытаюсь эту неправоту обличить.
А мама тут меня давеча спрашивала, как же можно говорить "смерть россии", если родину нам определил Господь. Ну это, мам, довольно жульнический, демагогический ход. Господь нам и болезни посылает - что ж, не лечиться теперь? В "Отче наш..." мы просим Его о насущном хлебе - но если суп у нас пересолен, каша подгорела, а компот прокис, всё это надо вылить в унитаз, а не жевать и "любить", потому что Бог послал. Бог послал непересолёное, пересолили мы сами, что уж теперь.
Бывает, что что-то можно исправить - и я буду рад, если что-то тут исправится (см. выше про наведение порядка - ведь все эти митинги и пикеты, постинги и перепосты, ленточки и прочее - предполагают возможность перемен, иначе зачем ещё они?). Но лично у меня большой веры давно нет, увы - собственно, с начала Первой чеченской, когда стало ясно, что ёлкин скапустился, а "народ" и рад. То есть, сравнивая "своё" с "чужим" я действительно почти постоянно убеждаюсь, что "своё" - не лучше, и не "одинаково", а - гораздо хуже; и, применяя вышепредложенную поправку на подсознательный патриотизм, делаю свои печальные выводы. Можно ведь всю жизнь проэкспериментировать, сколько именно ложек мёда надо положить в нашу бочку дёгтя, чтобы стало сладко, но по уму - лучше начать с чистого листа, пусть даже и не мёда, но хоть с чего-то съедобного. А чего мы тут напортили и нагадили за почти тыщу лет "государственного строительства" - это надо бы подтереть за собой, или хоть не сердиться на тех, кто берётся нам помочь в этом.
Сабж опять взят у Андрея в
Hе без уранополитизмаНемецкий историк Гжегож Россилинский-Либе так пишет: «С началом Второй мировой войны и падением Польши Бандера освобождается из тюрьмы и едет в Краков. В это время и появляется приветствие «Слава Украине! - Героям слава!» <...> Традиционное западноукраинское приветствие «Слава Иисусу Христу» тоже заменяется на «Слава Украине!».
В сборнике документов «Митрополит Андрей Шептицький. Документи і матеріали 1941-1944», изданном в 2003 году <...> издательством «Дух і літера», опубликовано обращение митрополита Андрея Шептицкого к пастве, в котором он призывает в 1941 году галичан отказаться от этого лозунга <...>
Он писал: «Аналогичным проявлением безбожия является замена словом «Слава Украине» похвалы Иисусу Христу, которую превозносят Христу: «Слава И(сусу) Христу!». Очевидно, что никто из украинцев не может ничего иметь против возгласа «Слава Украине!», но замена этим словом религиозного прославления Христа является выразительной тенденцией устранить Христа и поставить родину на его место, следовательно, является признаком выразительной безбожной тенденции, которая обманывает наивных украинских патриотов. Украина вообще не может существовать как самостоятельное государство, а тем более, быть славной державой без воли Царя царствующих и Господа господствующих Предвечного Бога Иисуса Христа, нашего Спасителя, Отца и Господина. Взываю ко всем христианам епархии бороться с этими двумя проявлениями безбожия в практиках украинского национализма».
Майдан, безусловно, много выиграл бы, если бы прислушался к этой рекомендации митр.Шептицкого, имхо.
Да и нам на заметку - как патриотам, так и майдановцам.