Вот!

Mar 24, 2010 10:42






Церковь по обе стороны фронта

24 марта 2010

В редакции «ТД» состоялся круглый стол, посвященный фильму Владимиру Хотиненко «Поп».

Священник Илья Соловьёв: Здесь не сказано о том, что инициатива создания Псковской миссии принадлежала именно рядовым людям. Храмы начинали восстанавливать не тогда, когда приезжал священник, а зачастую намного раньше. Экзарх Прибалтийских территорий митрополит Сергий (Воскресенский) был завален просьбами от различных приходских общин прислать им священников. И вот этот народ Божий, который фактически создал миссию, в кадрах почти не виден.

Главный герой приезжает в село. Сколько прихожан стоит в храме? Человек тридцать? Этого не может быть, потому что люди приходили со всех окрестных деревень, приписанных к этому храму, были толпы народа. И в какие дни? Пасха! Не могло быть в это время полупустого храма.

Далее, - в фильме показана радость по поводу избрания Патриарха Сергия! Кто там радовался? Духовенство этого региона (особенно после прихода к власти большевиков) никогда не было таким промосковским, каким оно изображено. Официальная позиция экзархата была такова: мы подчиняемся, потому что не хотим нарушать каноническую норму. А совсем недавно, уже в наши дни, вышла книжка отца Николая Трубецкого, который пишет, что когда приехал митрополит Сергий (Воскресенский), всё рижское духовенство считало его красным и не хотело обращаться к нему ни за чем, кроме самого необходимого.

Полное историческое несоответствие можно отметить и в отношении немецких властей к местному населению. Вся эта территория большую часть войны находилась в оккупации, и там было двойное отношение к Православной Церкви. Вначале прифронтовые власти открыто помогали строительству храмов, после чего из Берлина им было запрещено оказывать содействие. Тогда пришлось объяснить нацистским «мудрецам» в Берлине, что не стоит иметь в своем тылу население, готовое вставить нож в спину, что гораздо разумнее сделать его лояльным по отношению к немецким властям. В общем, немецкая политика в фильме не определена никак; более того, в некоторых моментах режиссер следует шаблону о зверствах немцев, но это не всегда было так, такая позиция не совсем точна.

Из-за чего в фильме возникает конфликт с местным офицером? Оказывается, поступает распоряжение поминать власти. Но прибалтийское духовенство молилось о властях с самого первого дня! Когда экзарха владыку Сергия его сослужители спросили: «Почему мы так поступаем?» - он ответил: «Мы молимся о победе над супостатом, пусть кто как хочет - так и понимает».

Протоиерей Георгий Митрофанов: Что должен переживать священник, служивший в Латвии в довоенное время, когда туда пришли советские войска? Он уже должен был видеть аресты духовенства, массовые депортации, отдавать себе отчёт в том, что Церковь в Прибалтике ожидает та же самая участь, что и в России. Никаких особых восторгов у него быть не могло, и я очень сомневаюсь, что он бы побежал со святой водой за советским танком, который олицетворял для него вторжение богоборческой силы в страну, где он мирно осуществлял своё служение.

Не показано отношение Прибалтики к церковной ситуации, и поэтому непонятен даже эпизод разговора митрополита Сергия со священниками Кириллом Зайцем и Георгием Бенигсеном. Конечно, они были настроены очень антисоветски, и для них никакой проблемой быть не могло, сотрудничать с немцами или нет. Мы должны выполнять свою пастырскую миссию там, где для этого предоставляется возможность. Благодаря немцам нас здесь перестали репрессировать, благодаря немцам есть возможность вернуться туда, откуда мы родом, и восстанавливать церковную жизнь. В фильме этим священникам придается совершенно ложный идеологический настрой.

Что касается придуманного разговора митрополита Сергия и Ивана Фрайгаузена на улице Риги - конечно, перед нами Уилфрид Карлович Штрик-Штрикфельдт, прибалтийский немец, офицер Императорской армии, воевавший в Первую мировую войну на стороне русской армии. Что вдохновляло таких людей? Идея была следующая: в Германии свергается Гитлер (покушения на него происходили в 1943-м и в 1944-м годах), создаётся русское антикоммунистическое правительство в изгнании. Мир на Западе и война с красной армией для освобождения России; антифашистская Германия, антикоммунистическая Россия.

В фильме, безусловно, присутствует, вероятно бессознательная идеологическая самоцензура режиссера, отдание им дани идеологическим стереотипам. Это проявляется в темах полицаев и партизан. Никакой художественной нагрузки они не несут. Это образы-символы, которые призваны соблюсти идеологический баланс. В Пскове всё время оккупации власть была в руках военной администрации, а она была достаточно положительно настроена к церковной жизни. Кто такие полицаи? В подавляющем большинстве это местные жители, которые защищают свои деревни от партизан и от бесчинств немцев. Здесь это полууголовные типы, которые относятся к священнику, как красноармейцы. Нравственно необъяснимо поведение отца Александра - отказаться отпевать полицаев, набранных из местных жителей, то есть из семей его прихожан, и при этом побежать исповедовать и защищать безбожников-партизан. В одном случае он поступает как недостойный священник, во имя идеологии не исполняющий пастырского долга, в другом - как идеологически ангажированный священник-политрук.

Сергей Чапнин: Мне пугает вымышленная Россия, возникающая в этом фильме.
И т.п. Хвала Татьянину дню - он не ведётся на политкорректность http://www.taday.ru/text/357936.html


Архимандрит Иоанн (Шаховской)
Близок час

В крови и грязи пришедшее, уйдёт в крови и грязи. Человеконенавистническая доктрина Маркса, вошедшая в мiр войной - войной исходит. "Я тебя породил, я тебя и убью!" кричит сейчас война большевизму. До каких дней желанных, и под-советской, и Зарубежной России довелось дожить. Не сегодня-завтра откроются пути свободной жизни, свободного исповедывания веры Христовой, свободных слов о Боге.

Пред своей кончиной в Москве, в начале большевизма, Афонский старец, праведный о.Аристоклий сказал такие, буквально записанные (людьми, автору сих строк близкими) слова: "Спасение России придёт, когда немцы возьмутся за оружие". И ещё пророчествовал: "Надо будет русскому народу пройти через многие ещё унижения, но в конце он будет светильником веры для всего мiра". Кровь, начавшая проливаться на русских полях 22 июня 1941 г., есть кровь, льющаяся вместо крови многих тысяч русских людей, которые будут скоро выпущены из всех тюрем, застенков и концлагерей Советской России. Одно это уже исполняет сердце радостью. Лучшие русские люди будут скоро отданы России. Лучшие пастыри будут отданы Церкви, лучшие учёные - русской науке, лучшие писатели - народу, отцы - детям своим, и дети - родителям, к женам вернутся с далёкого севера любимые мужья; сколько друзей разосланных вновь соединятся... Невозможно себе представить, сколько будет радости людям...

Промысел избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая иноземную силу исполнить своё предначертание. Кровавая операция свержения Третьего Интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под этот хирургический нож тому, кто болен, не зазорно. У каждого народа есть свои качества и дары. Операция началась, неизбежны страдания ею вызываемые, но невозможно было Провидению далее выжидать свержения III Интернационала рукою созданных и связанных на всех своих местах русских людей. Невозможно было долее ждать, что за эту задачу возьмутся те, так называемые "христианские" правительства, которые в недавней испанской борьбе были и материально, и идеологически не на стороне защитников христианской веры и культуры. Обезсиленные и закрепощённые по лагерям, заводам и колхозам русские люди были безсильны подняться против международной атеистической силы, засевшей в Кремле. Понадобилась железноточная рука германской армии. Ей ныне поручено сбить красные звёзды со стен русского Кремля. И она их собьёт, если русские люди не собьют их сами. Эта армия, прошедшая своими победами по всей Европе, сейчас сильна не только мощью своего вооружения и принципов, но и тем послушанием высшему зову, Провидением на неё наложенному сверх всяких политических и экономических расчётов. Сверх всего человеческого действует меч Господень.

Новая страница русской истории открылась 22 июня, в день празднования Русской Церковью памяти "Всех святых, в земле русской просиявших". Не ясное ли это даже для самых слепых знамение того, что событиями руководит Высшая Воля. В этот чисто русский (и только русский!) праздник, соединённый с днём воскресения, началось исчезновение демонских криков "Интернационала" с земли русской... Внутреннее воскресение зависит от сердца человеческого; оно подготовлено многими молитвами и терпеливым страданием. Чаша исполнена до краёв. "Великое землетрясение" начинает "колебать основание темницы" и скоро у всех "узы ослабеют" (Деян. 16, 26). Скоро, скоро русское пламя взовьётся над огромными складами безбожной литературы. Мученики веры Христовой, и мученики любви к ближнему, и мученики правды человеческой выйдут из своих застенков. Откроются осквернённые храмы и освятятся молитвой. Священники, родители и педагоги будут вновь открыто учить детей истине Евангелия.

Иван Великий заговорит своим голосом над Москвой и ему ответят безчисленные русские колокола.

Это будет "Пасха среди лета", о которой 100 лет тому назад, в прозрении радостного духа пророчествовал великий святой Русской земли преподобный Серафим.

Лето пришло. Близка русская Пасха...

"Новое Слово" № 27/356 от 29 июня 1941 г., Берлин

Из офф-топа: я всегда чувствовал, что в формулировке "Комната матери и ребенка" таится какой-то сексизм:
Сдали Ящера в комнату матери и ребенка (ни один чиновник в аэропорту понятия не имел, до какого возраста можно сдавать деток. Поэтому с трудом Ящера им впарить удалось: в комнате матери и ребенка имеются кровати. Меня позабавила реплика служительницы: а я ничего толком не знаю, посадили следить, чтоб в комнате никаких пап не оказалось. :) Чтоб только мамочки.

+ПЦ, о.Митрофанов, Без тега, пск мсс, фашисты

Previous post Next post
Up