"Молчание" (Tystnaden, 1963, Швеция, Ингмар Бергман)

Dec 27, 2008 23:04

Еще один "бергмановский" фильм. Что это значит? Это значит как минимум - нетипичный метод развития кинодейства, цель которого - не рассказать историю как таковую, а совершить еще одно погружение - в стиле Жак-Ива Кусто - в глубины человеческой психики - а вдруг что-нибудь интересное обнаружится...



"Молчание - это конфликт...даже не конфликт, а запутанный эмоциональный клубок между двумя героинями (видимо, сестрами) в настоящем времени. Что произошло с ними в прошлом и что ждет их в будущем - неизвестно и неважно. Можно лишь догадаться, что когда-то их сильная эмоциональная связь переросла в интимные отношения, переживающие сейчас кризис. Любовь и ненависть, страсть и отторжение - либо то, либо другое вскоре возьмет верх.
Мы видим, что Анна больше склонна к традиционным отношениям с мужчинами, а любовь к Эстер вызывает у нее страх - желание быть обычной женщиной пересиливает любопытство к таинственному миру тонких и необычных внутренних ощущений, проводником в который служит Эстер - очень чувствительная и ранимая натура.
Эстер начинает чувствовать неудовлетворенную страсть, что побуждает ее к крайним поступкам. Она симулирует тяжелое недомогание, чтобы вызвать к себе жалость. Но в результате побеждает не жалость, а отторжение. Более того, внушив себе смертельно опасную болезнь, Эстер, кажется, заболевает по-настоящему.
Чтобы напряженная психологическая ситуация между героинями не выглядела слишком сложной и нагнетённой, Бергман использует замечательный прием: передает действие глазами мальчика, по возрасту не старше 9 лет. Йохан, конечно же, не способен еще анализировать то, что происходит между двумя женщинами (одна из них, Анна - его мать). Для него взрослые люди - это забавные дяденьки и тетеньки, с которыми можно поиграть и почитать им книжку.
Благодаря этому приему, режиссер напрочь убирает из фильма излишний драматизм, выметает, словно веником, всю философскую пыль и лишает нас, зрителей, соблазна задаться вопросами: кто виноват и на чьей я стороне? Исследователь человеческих душ выдает нам результат своего очередного исследования. Правда, как и во всех бергмановских фильмах, результат один и тот же: тайна остается тайной.

Сергей Кудрявцев:
«Молчание» развёртывается по принципу классической трагедии с подобием катарсиса в финале. Именно выверенное, контрастное по противопоставлению света и тени, чёткое, прояснённое изображение, богатство кинематографической палитры, своего рода антологичность стиля заставляют воспринимать происходящее как ровный, спокойный, постепенно избавляющий от напряжения и раздражения сон о реальности.

reandre:
"Во всякой картине Бергмана есть просвет, есть хотя бы указатель выхода, щели, через которую можно выбраться из ужасов мироздания. Есть ли что-то подобное здесь? Пожалуй, что и нет".

Joseph Mon:
"Бергман не задает какой-то особенный сюжет, потому что в кино не в сюжете дело, он пытается передать важность восприятия, важность чувств и отношения между двумя сестрами не через текст, а через очень интересную форму общения как молчание".


Йохан (Йорген Линдстрем)


Анна (Гуннель Линдблем)


Эстер (Ингрид Тулин)


Эстер (Ингрид Тулин)


Йохан (Йорген Линдстрем)

Ингмар Бергман

Previous post Next post
Up