Диагональ слона (1984, реж. Ришар Дембо)

May 07, 2019 16:20

Для тематической кинорулетки "Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке".

"Оскар" за лучший фильм на иностранном языке - удивительная премия, дающая возможность совершенно проходным фильмам фактически войти в историю кинематографа. "Диагональ слона", победитель 1985 года, представляющий Францию - одно из главных недоразумений в "иностранной" категории "Оскара". Режиссер и сценарист - Ришар Дембо, больше это имя вы никогда и нигде не встретите. В общем, где академики увидели там "шедевр" - постараемся выяснить.



В 1983 году в Женеве (Швейцария) проходит матч за звание чемпиона мира по шахматам. В финале встречаются молодой выскочка Павиус Фромм, сбивающий с толку противников своими скандальными выходками, и Яков Либскинд, пожилой гроссмейстер из Советского Союза.



Ситуация осложняется тем, что Павиус Фромм ранее сбежал из СССР, а по ту сторону осталась его супруга Марина. В глазах шахматной общественности матч выглядит как политическое противостояние Запада и Советского Союза. Сюжет основан на реальном матче за шахматную корону 1978 года, когда действующему чемпиону Анатолию Карпову противостоял перебежчик Виктор Корчной, у которого также в СССР осталась жена. В фильме обыгрываются байки (отчасти, наверное, правдивые) о том, что Карпову и Корчному во время игры мешали парапсихологи с обеих сторон. Вот, на заднем плане йог-гипнотизер отвлекает Либскинда:



В реальной жизни чемпионом стал представитель Советского Союза, в фильме же побеждает эмигрант, тем самым утверждая интеллектуальное превосходство Западного мира. С другой стороны, Либскинда оправдывает то, что он испытывал проблемы со здоровьем и фактически сам отказался от звания чемпиона. Якову Либскинду не разрешили взять с собой в Женеву личного врача, с которым гроссмейстер смог бы поддерживать оптимальную физическую форму и в итоге разорвать гораздо менее опытного соперника. Эта деталь делает советскую сторону более монструозной, жертвующей здоровьем и жизнями своих лучших умов ради мирового первенства в той или иной отрасли.



Режиссер старался показать эпический размах шахматной битвы, которая разворачивается не только на спортивном, но и на психологическом и политическом уровнях. Но где-то на середине фильм превращается в типичную французскую комедию абсурда ни о чем. Предполагаю, что академики отметили эту ленту за ее якобы антисоветскую идеологию, хотя это сильно сказано в отношении фильма "Диагональ слона", который больше похож на избитую карикатуру, высмеивающую образ упертого советского человека, которому везде мерещатся враги. Речь даже не о шахматисте Либскинде, который как бы вне идеологий и в целом адекватный персонаж, а об его сопровождающих - административных сотрудниках и работниках спецслужб.



Любителям шахмат этот фильм ничего не даст: шахматная наука никак здесь не раскрывается. Упоминаются некоторые названия дебютов, показаны первые ходы в партиях - вот и все шахматы. Возникает ощущение, что Фромм и Либскинд поочередно побеждают просто случайным образом. Никакой шахматной аналитики в фильме нет. Говорить о  том, что "Диагональ слона" - один из лучших фильмов 1984 года (премия "Оскар" подразумевает такую точку зрения) - смешно.

Моя оценка: 6/10
Previous post Next post
Up