МультБезумие: "Аменция" (СССР, 1990)

Apr 13, 2019 19:55

В рубрику "Мультбезумие", как вы заметили, попадают в основном мультфильмы конца 80-х - начала 90-х годов, когда концентрация безумия в отечественной анимации была максимально высокой. Сегодня мы рассмотрим классический перестроечный мультфильм в жанре черной комедии абсурда.



"Аменция" входит в трилогию "Абман зрения" режиссера Сергея Айнутдинова - одного из самых известных представителей так называемой Свердловской школы анимации, которая до сих пор существует и периодически открывает для мира анимации новые имена. В (пост)перестроечную эпоху на Свердловской киностудии создавались выдающиеся авторские "арт-хаусные" мультфильмы, про которые можно долго рассказывать. Трилогия Сергея Айнутдинова, плюс примыкающая к ней "Белка... и Стрелка" - "золотой фонд" уральской анимации, да и российской авторской анимации в целом. Из всех этих мультфильмов самым безумным, на мой взгляд, является "Аменция" (1990) - убойная социальная сатира, настоящий парад смерти в комедийно-абсурдном стиле, когда сквозь смех пробиваются истерические рыдания. Как говорится, не для слабонервных.



"Аменция" - мультфильм о Смерти, во всех смыслах. Смерть - главная героиня фильма, причем, это положительный персонаж. Мульт начинается с цветной идиллической сцены, в которой бабушка спокойно готовится к уходу в мир иной и в ключевой момент просто безболезненно исчезает. Далее мы видим идиллическое кладбище с цветочками. Режиссер нам показывает, как в идеале должна происходить смерть в мире людей.



Но вот Смерть попадает в советское общество примерно 1970-80-х годов и открывает гробовую мастерскую. Мультфильм становится почти черно-белым, цвета сильно приглушаются в сравнении с вступительным эпизодом.



Смерть готовится приступить к своим привычным обязанностям, но, присматриваясь к окружающей среде, обнаруживает, что вокруг творится что-то страшное: люди активно уничтожают друг друга или самоуничтожаются самыми нелепыми способами. По улицам катятся отрубленные головы, близлежащее кладбище расширяется с геометрической прогрессией.







Общество как будто массово впало в состоянии аменции - объяснение этого психиатрического диагноза дается в начале мультфильма: состояние спутанности, бессвязности сознания, утрата ориентировки во времени, месте, часто сопровождаемое значительным двигательным возбуждением. Примерно так и ведут себя люди, словно запрограмированные кем-то на самоуничтожение. Здесь и кроется жесткая социально-политическая сатира. Сергей Айнутдинов признавался, что изображал в своих мультфильмах советские реалии, хоть и в гротескно-абсурдном ключе. В мультфильме угадываются отсылки на некоторые события советской истории, связанные со смертью: Афганская война, череда похорон вождей в 80-е; возможно, есть намек и на тайное захоронение жертв после выбросов спор сибирской язвы в Свердловске в 1979 году. Обществом овладело "могильное" мировоззрения, когда смерть воспринимается не как трагедия, а как нечто обыденное. Как насморк. Никого не удивляют гробы, трупы, виселицы на улицах...





Наша героиня, Смерть, в шоке. Вроде бы люди облегчают ей задачу, самостоятельно отправляясь в загробный мир, но у Смерти просыпается жалость, она пытается остановить хаос, но сама становится жертвой безумной "мясорубки" - ее, конечно, не убивают, но одному мужику удается ее изнасиловать.



"Аменция" начинается с позитивной сцен и финал в какой-то момент тоже кажется позитивным, когда Смерть наблюдает за детишками в песочнице. Но оптимизм моментально развеивается, когда мы видим, во что играют дети. В казнь и похороны. Контрольный выстрел!



"Аменция" - один из самых шокирующих мультфильмов в истории советской/российской анимации. Незабываемый эффект достигается за счет того, что конвейер смерти изображен в "веселом" карикатурном стиле, от которого только еще больше хочется рыдать. Режиссер Сергей Айнутдинов поставил беспощадный диагноз позднесоветскому обществу, но еще страшнее станет, когда мы "примерим" этот диагноз на наше сегодняшнее общество. Смотреть "Аменцию" на Youtube.


Previous post Next post
Up