Обретение мудрости (1978, реж. Брюс Бересфорд)

Mar 12, 2019 19:06

Для тематической кинорулетки "Австралийская новая волна".

Брюс Бересфорд - один из главных режиссеров-героев австралийской новой волны. Учился в Сиднее, со студенческого возраста начал снимать любительские короткометражки. В поисках работы, связанной с кино, уезжает в Англию, потом в Нигерию, потом снова в Англию, в начале 70-х возвращается в Австралию, где как раз начинала набирать обороты "новая волна". В середине 70-х Бересфорд наконец-то пробился в серьезное большое кино и стал заметным австралийским режиссером. После ряда успешных фильмов принимает приглашение от EMI Films - так "новая волна" дала талантливому режиссеру путевку в Голливуд! Вершиной кинорежиссерской карьеры стал фильм "Шофёр мисс Дэйзи", получивший в 1990 году главный "Оскар". Брюс Бересфорд до сих пор снимает кино в США и Австралии. В кинорулетке мне выпал его фильм в жанре coming of age "Обретение мудрости", напоминающий британские фильмы про викторианскую эпоху.



"Обретение мудрости" - автобиографический роман австралийской писательницы Этель Ричардсон (писала под мужским псевдонимом Генри Ричардсон), опубликованный в 1910 году. Главная героиня романа и экранизации - девушка Лора, которая из австралийской глубинки переезжает в женский колледж-интернат в Мельбурне - тогда, в конце 1890-х, это был крупнейший город в Австралии. Режиссер сразу подчеркивает разницу между деревенскими замашками Лоры и "столичными" манерами обитателей колледжа, созданного по образцу британских аналогичных учреждений.





"Что это за чудо в перьях приехало!"

В то же время Лора оказывается самой креативной, подвижной, "живой" в этой обители британской чопорности, в которой все ходят вот с такими мордами:



Вот такому ангелочку приходится пробиваться в условиях почти армейской дисциплины и монастырской атмосферы.



Однако не нужно быть знатоком географии, чтобы представлять, насколько далеко Австралия находится от Великобритании. Культурное влияние Англии все-таки сильно исказилось на расстоянии, поэтому закосы руководителей и преподавателей колледжа под британскую строгость оказывается лишь внешней показухой. Возможно, появление свежей энергии в лице Лоры стало своего рода катализатором, но где-то через год обучения нравы в колледже незаметно становятся более свободными, дисциплина хромает (например, девушки спокойно курят сигары в своих комнатах), директриса-мегера миссис Гюрли уже позволяет себе кокетливые улыбки. Я вижу в этом намек на взаимоотношения Австралии и Британии, на нежелание австралийцев принимать традиции, навязываемые "старшими имперцами". Фантазерка Лора, умная, талантливая, непосредственная - настоящая австралийка, олицетворяющая свободолюбие формирующейся австралийской нации.



Различные "новые волны", которые мы проходили в предыдущих кинорулетках, ассоциируются с чем-то дерзким, новаторским, экспериментальным. Про "Обретение мудрости" нельзя так сказать: с одной стороны, фильм снят в духе британского кино про викторианскую эпоху, с другой, режиссер (вероятно, вслед за писательницей) свободно обращается со стереотипами британской культуры, и австралийский дух в итоге выходит на первый план. У Лоры, как и у страны, в будущем всё будет хорошо.

Моя оценка: 7/10
Previous post Next post
Up