Мастера короткометражной анимации, выпуск №75
Геннадий Михайлович Сокольский - один из лучших и самых востребованных художников-мультипликаторов "Союзмультфильма". Кроме того и как режиссер мультипликации создал десяток замечательных мультфильмов. Но парадоксальным образом из его режиссерской фильмографии в историю вошли три произведения, с которыми имя Сокольского ассоциируется не в первую очередь. Первое - это "Ну, погоди!". Сейчас мало кто знает и помнит, что именно Геннадий Сокольский создал первые три эпизода с волком и зайцем - это был 2-минутный мультик для "Веселой карусели" №1 (1969), который стал прототипом известного всем мультипликационного сериала. Производство следующих эпизодов доверили другим людям. Вот что
пишет об этом Наталия Венжер в книге "Наши мультфильмы" (2006): "Сокольский был в этом фильме и режиссером, и художником-постановщиком, и аниматором. Почуяв в новом замысле золотое дно, руководство студии не решилось доверить его реализацию начинающему режиссеру, автору пусть прекрасного, но единственного, и притом крошечного, фильма. Сериал зажил отдельной жизнью".
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/241830/120934561.291/0_201474_5ec13d1c_orig.jpg)
Имя Сокольского значится среди режиссеров "Винни Пуха", рядом с Хитруком. Дело в том, что Геннадий Сокольский работал художником-мультипликатором у Хитрука. На третьей серии - "Винни-Пух и день забот" - Федору Савельевичу понадобилась помощь, и тот предложил своему ученику стать сорежиссером.
Третье произведение - совместный проект Японии и СССР, трилогия "Приключения пингвинёнка Лоло", в которой Сокольский был сорежиссером. Спорный вопрос - является мультфильм в большей степени советским или японским, хотя инициатива создания "Лоло" исходила от японской стороны и в производстве использовалось японское оборудование. Пожалуй, в визуальном плане здесь больше японского, а по духу - больше нашего. Несмотря на то, что "Пингвиненка Лоло" смотрели по всему миру, нельзя сказать, что мультфильм сделал имена своих создателей всемирно известными.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/402270/120934561.291/0_201475_3ae59f1a_orig.jpg)
Ну, погоди! (1969)
Самостоятельные режиссерские работы Геннадия Сокольского менее известны, но в них есть интересные моменты для анализа. После изучения режиссерской фильмографии мультипликатора мы с удивлением обнаруживаем, что Сокольский в советской анимации - один из главных исследователей потусторонних и сверхъестественных сил! Но это не значит, что аниматор снимал ужастики и пугал советских детей мультяшными бабайками. Сокольский использовал мистические и сюрреалистические мотивы в комедийном ключе, основным его жанром можно назвать "комедию воспитания", или "педагогическую сатиру", где сверхъестественные силы берут на себя миссию перевоспитания обитателей реального мира, правда, иногда получается противоположный эффект.
Все начинается с короткометражки "Небылицы в лицах" (1973), созданной для пятого выпуска "Веселой карусели" (Сокольский, кстати, был одним из создателей этого мульт-альманаха). Через 10 лет появился м/ф "Охотник до сказок" (1984). Оба мультика в жанре сатирической небылицы показывают невероятные трансформации людей и животных, и если в первом случае чудеса оборачиваются простой шуткой, то во втором мультфильме мы не вполне понимаем: сон это или чертовщина наяву? В обеих работах прослеживается мотив частичного перевоспитания героя: в "Небылицах" мужику прививается чувство юмора и нестандартное мышление, в "Охотнике до сказок" из другого мужика искореняются капризность и инфантильность. Примечательно, что там и там используется один и тот же сюрреалистический символ :
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/230858/120934561.291/0_201476_da428ee5_orig.jpg)
1973 - Небылицы в лицах
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/515846/120934561.291/0_201477_41823fa5_orig.jpg)
1984 - Охотник до сказок
В нескольких мультфильмах Сокольского происходит конкретное вмешательство сверхъестественных существ и явлений в людской мир с целью перевоспитания отдельных его представителей. В м/ф "Недодел и Передел" (1979) появляется старушка (добрая белая колдунья или типа того), перевоспитывающая двух братьев - Фому и Ерему. Первый вечно не доделывает дела, второй, наоборот, переделывает. Инструментом перевоспитания в данном случае служит русская баня.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/233740/120934561.291/0_201478_993e70f9_orig.jpg)
В "Замке лгунов" (1983) завирающегося мальчика перевоспитывает некий волшебник-трикстер, помещая его в сюрреалистическое пространство фальшивого дворца.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/241199/120934561.291/0_201479_ee3180df_orig.jpg)
Маленькая колдунья из одноименного мультфильма 1991 года активно контактирует с людьми и помогает деткам восстановить справедливость, а свою энергию перевоспитания обрушивает на ведьминское сообщество.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/467152/120934561.291/0_20147b_62e0cccc_orig.jpg)
Перевоспитание нечисти человеком мы наблюдаем в полусказочном мультфильме "Ивашка из Дворца пионеров" (1981). Все-таки советский пионер по-своему совершенен и не подлежит перевоспитанию - тут, как говорится, нашла коса на камень. Менять свои жизненные ценности приходится представителям нечистой силы - Бабе Яге, Кощею и т.д.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/237726/120934561.291/0_20147c_82eecc21_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372432/120934561.291/0_20147d_9c50f3f1_orig.jpg)
Похожая ситуация, хоть и без сверхъестественных явлений, происходит в мультике "Птичка Тари" (1976), в котором условно "темный" персонаж - недружелюбный крокодильчик - перевоспитывается при участии условно "светлой" птички Тари, избавляющей того от зубной боли.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/206909/120934561.291/0_20147e_bb372011_orig.jpg)
На мой взгляд, лучший мультфильм Геннадия Сокольского - "Серебряное копытце" (1977) - лишен педагогических мотивов и утверждает гармонию между миром людей и миром сверхъестественных существ.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/237726/120934561.291/0_20147f_f6df9cc1_orig.jpg)
Особняком у Сокольского стоит мультик "Мышонок Пик" (1978), который больше проходит по категории "природоведение". Последней режиссерской работой Геннадия Михайловича стала "Маленькая колдунья". До середины 90-х работал художником-мультипликатором на нескольких проектах, после чего, как пишут, занялся книжной графикой.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).