"Дама Пик" (2016, Павел Лунгин)

Feb 21, 2017 15:44

Хотите сенсацию? В списке ТОП-50 лучших российских фильмов 21 века произошло изменение - теперь там присутствует новое творение Лунгина. Более того, "Даму пик" я назову лучшим российским фильмом 2016 года! Вот уж от кого не ожидал такого прорыва - Павел Семенович в последнее время снимает какую-то ерунду, хоть и выдерживает стабильно неплохой уровень качества. И вот появляется яркая, околоартхаусная работа - театральный триллер с элементами китча (вспоминаются безумные мюзиклы Кена Рассела). Если взглянуть на фильмографию режиссера в Кинопоиске - рейтинг "Дамы пик" заметно проседает в сравнении со всеми предыдущими фильмами. Ситуация не очень понятна: то ли народ давно поставил крест на самобытном режиссерском таланте Лунгина, чьи лучшие авторские работы датируются далекими постперестроечными годами, и по инерции голосует "против" новинки; то ли зритель ставит себя на место одного из персонажей - 50-летнего оперного певца-консерватора, который видит в современной постановке "Пиковой дамы" китч и издевательство над великим Чайковским. Попробуем разобраться.




Возможно, Павел Лунгин однажды задал себе такой вопрос: если бы герои пушкинской "Пиковой дамы" перевоплотились в нашем мире в настоящее время - какими бы они были? "Дама пик" - это, образно выражаясь, математически точная проекция пушкинского сюжета в условия современной России. Проецируются и видоизменяются в соответствии с новым местом действия персонажи и события. Например, у Пушкина Германн в финале попадает в психлечебницу, в опере Чайковского - закалывает себя, а у Лунгина - ... не скажу. То есть Лунгин делает не копию классической истории в современных условиях, а художественную проекцию. Новые герои, другой сюжет, но набор архетипов и схема их взаимодействия - те же самые, как и в оригинальной легенде. Приём очень сложный и необычный. Может быть и случайно, но у Лунгина получилось!



Тема проекции (реальный человек / кукла-копия / актерский образ / архетип ) несколько раз визуально подчеркивается в фильме.

Отдельно можно порассуждать на тему: "Дама пик" ближе к повести Пушкина или же к опере Чайковского? По сюжету, всемирно известная оперная певица Софья Майер (в исполнении Ксении Раппопорт) возвращается на родину после длительной эмиграции. Тут же ей дают возможность сделать постановку "Пиковой дамы" в самом крутом оперном театре. Постановка готовится в смелом постмодернистком духе.







В эпизоде с репетицией Майер выкрикивает: "О чем "Пиковая дама"? О деньгах! О сексе!". Можно приписать это заявление и самому режиссеру, который своим фильмом интерпретирует историю о Германе как психопатологический-эротический триллер, в стиле джалло. Академические консерваторы - любители старомодной классики - конечно, падают в обморок. Но "классика" - это только форма. В основе поступков оригинального Германа - действительно, маниакальная страсть к миллионам (можно ведь было остановиться после "тройки" и "семерки", когда на руках уже было огромное богатство!) и тут же где-то рядом - сексуальные отклонения: в тексте Пушкина они не описываются, но... подразумеваются? Если внимательно читать "между строк"... (страшно представить, ЧТО он сделал со старухой на самом деле, если пользоваться проекцией Лунгина). В общем, фильм Лунгина обращается к некоему невидимому первоисточнику, более раннему чем повесть и опера - к архетипической истории об Игроке, который становится жертвой своей маниакальной натуры. Лунгин, по сути, действует как мастер фильмов giallo и раскрывает трагические душевные противоречия маньяка. И - опять же - получилось круто!






Луна - еще один важный символ в фильме, отвечающий за неконтролируемые подсознательные импульсы.

Кинокритики (кстати, почти все авторитетные кинокритики из российских СМИ хвалят фильм) вспоминают другой известный "театральный триллер" - "Черный лебедь" Аронофски. На мой взгляд, ассоциация поверхностная. Да, есть жанровые сходства, маниакальная атмосфера, но преимущество Лунгина в том, что он конкретно вспахивает архетипическую историю, проецируя ее схему на настоящее время, тогда как Аронофски просто сделал неплохой психологический триллер.




Отдельно нужно отметить актеров. Особенно 25-летнего Ивана Янковского (внука того самого Мюнхгаузена Янковского) в роли Германа. Как раскрывается его образ - это гениально. В первой половине фильма это столичный мажор, инфантильный, с неумеренными амбициями. Актерская игра кажется неровной, неумелой. В голове мелькают мысли: "Ну вот, опять набрали в кино бездарностей! Так, он внук великого актера? Значит, по блату взяли". Ближе к финалу понимаешь: так и надо было. От представителя поколения next образ постепенно и естественно трансформируется в архетипичного Германа. В финале - это реальный маньяк, Игрок! Образ четкий и впечатляющий. Что касается Ксении Раппопорт в роли Софьи Майер / Пиковой Дамы - это, без лишних слов, Ксения Раппопорт. Высший класс!







"Дама пик" - не только увлекательный "театральный триллер", но и глубокое психологическое произведение, в оригинальной, нетрадиционной форме взаимодействующее с классикой, а также в обход классики - с легендами о темной стороне человека. Да, это стилизация под китч, но элементы китча сами по себе - это не хорошо и не плохо. Это художественный прием, который можно использовать талантливо или бездарно. У Лунгина это сделано красиво, мощно и подкрепляется великолепной актерской работой.




Оценка: 8/10
Previous post Next post
Up