Пол Кронин / Знакомьтесь - Вернер Херцог (2010)
Херцог - нереальный монстр! Писатель-кинопублицист Пол Кронин несколько раз встречался с немецким режиссером в 2001-2002 гг, в результате получилось несколько интервью, в которых Вернер рассказывает о своей жизни по порядку: детство, юность, работа в кино, подробности о съемках всех своих фильмов, начиная с ранних экспериментов и заканчивая "Непобедимым" (2001). Мировоззрение героя книги и его кинофилософия вырисовываются очень четко - этот материал безусловно представляет ценность для всех, кто интересуется кино, и особенно для тех, кто задумывается о карьере кинорежиссера. Интервью с Херцогом неплохо промывает мозги, трансформируя наши представления о том, каким должно быть настоящее кино и кто такой вообще "кинорежиссер". Взять хотя бы историю создания "Агирре", когда режиссер-авантюрист фактически рисковал жизнью ради успеха. И похожих историй у него полно, и не только в период киносъемок. Вернер Херцог - независимый режиссер-одиночка, создающий фильмы исключительно по своим правилам, и системе кинопроизводства приходится под них подстраиваться - пускай иногда со скрипом, но в нужный момент проявлялась невероятная пробивная сила Вернера.
Жизненный опыт и режиссерские методы Вернера Херцога вызывают безмерное уважение, в то же время благодаря книге я понимаю, что шедевральность его творений преувеличена. В беседах с Полом Крониным Херцог - человек вроде бы скромный и не тщеславный - пожалуй, сам того не замечая, выпячивает трудности, через которые ему пришлось пройти, на грани жизни и смерти, причем не только своей жизни (в одном эпизоде Вернер всерьез утверждает, что однажды был готов убить невозможно истеричного Клауса Кински). Херцог постоянно высказывается в таком духе: вот здесь мы (к примеру) две недели утопали в болоте - и вот смотрите, какая гениальная сцена получилась! Напрашивается вывод: для того, чтобы сделать "настоящее кино", режиссер должен пройти через экстремальный жизненный опыт. Херцог рассказывает о символах и метафорах, которые проникли в его фильмы в результате нечеловеческого терпения или метафизического единения с мирозданием. Однако порой кажется, что только Херцог их и видит. Глубинный экзистенциальный смысл кажется надуманным и притянутым за уши. Что впрочем не отменяет шедевральность некоторых его фильмов, но их шедевральность - обыкновенная кинематографическая, а не метафизическая. Другими словами, возникает ощущение, что Вернер Херцог застрял в своей системе координат, в которой нет места другим кинофилософиям. Последние работы режиссера показывают, что такой подход уже не срабатывает...
Оценка: 8/10
А. А. Ханжонков / Первые годы русской кинематографии (1937)
Мемуары одного из первых российских кинопромышленников и пионеров российского кино. Воспоминания Александра Алексеевича содержат ценные исторические сведения о том, как в начале 20 века в России начинался и развивался бизнес в сфере кинопроизводства и кинопроката. Это увлекательный рассказ об авантюристах, которые первыми приобщали российскую публику к новому аттракциону - синема. О том, как им приходилось выкручиваться. Десятки предпринимателей начали осваивать новую непаханую почву, Ханжонков - один из тех, у кого дело "выстрелило". Надо понимать, что Ханжонков - это бизнесмен, как сейчас говорят, кинопродюссер, а не кинорежиссер (хотя и постановками занимался иногда). Книга, обратите внимание, издана в 1937 году - к тому моменту уже более десяти лет прошло, как бывший бизнесмен вернулся в Россию из Европы, куда уехал в конце Гражданской войны, после разгрома "белых". Не нужно объяснять, что представляла собой эпоха 1930-х в Советском союзе и как большевики относились к бизнесменам и к тем, кто как-то был связан с белогвардейцами. Благодаря действительно огромному вкладу в развитие российского кино Ханжонков получил возможность спокойно дожить свои последние годы в Ялте. "Его полезную деятельность по развитию русской кинематографии и участие в работах советской кинопромышленности учло советское правительство, и в 1934 году назначило ему персональную пенсию".
Рассказывая о своей "полезной деятельности", Ханжонков, чувствуется, многое недоговаривает - видимо, о неприглядных методах ведения бизнеса, которые были необходимы для того, чтобы остаться на плаву. Ханжонков как будто оправдывается: да, я был капиталистом, но времена были такие, а я же старался быть хорошим капиталистом и не сильно эксплуатировать рабочий класс! Создание фильма в тех условиях - работа не такая уж и творческая. Шоу-бизнес по западной модели. Рассказчик подчеркивает уважительное отношение к своим "рабочим лошадкам" (актерам, операторам, художникам и пр.), хорошую оплату. В общем, самые интересные, но компрометирующие истории скорее всего в мемуарах отсутствуют. Забавным и одновременно тревожным выглядит предисловие, в котором безымянный автор деликатно напоминает о капиталистическом прошлом героя книги, но между строк отчетливо проглядывает истинное к нему отношение: будь моя воля, я бы расстрелял этого буржуя!
Оценка: 7/10