Ингмар Бергман: "Двое блаженных" (1985) и "Маркиза де Сад" (1992)

Jan 17, 2017 14:42

В бесконечной фильмографии Бергмана в прошлом году закрылось несколько пробелов. Помимо кинофильмов шведский режиссер сделал множество телевизионных постановок, две из них мы рассмотрим сегодня. Понимаю, что телевизионные работы Бергмана мало кому интересны - по зрелищности, по привлекательности "картинки" они уступают даже не самым известным бергмановским фильмам. Учитывая, что у новых поколений кинолюбителей укрепляется репутация Бергмана как "занудного устаревшего артхаусника", сложно рассчитывать на всплеск интереса к подобному зрелищу. Однако я попытаюсь восстановить справедливость - Бергман-телепостановщик все-таки создавал качественные произведения, способные обогатить наши представления о кино.

Небольшое занудное вступление:
Действие малобюджетных телепостановок происходит в ограниченном пространстве, в простых декорациях. Никаких визуальных изысков, всё очень минималистично. Убирая кинематографический масштаб, Бергман оставляет самое важное - мощный внутренний драматизм действия, запредельную актерскую игру. В таких скромных, на первый взгляд, но под завязку насыщенных психологизмом фильмах становится очевидно, что Ингмар Бергман - мастер экшена, как бы странно это ни звучало. Экшен (очень динамичное, захватывающее действие) может быть внешним (погони, драки, разрушения и т.д.) и может быть внутренним. Мы привыкли к первому варианту, слово "экшн" у нас ассоциируется с остросюжетными триллерами, комиксами, боевиками. Что представляет собой второй вариант - это фильмы Бергмана, особенно телепостановки, в которых внутренний мир героев оказывается максимально обнаженным без поддержки "дорогих" кинематографических средств (декорации, кинопленка, выезды на природу, звук и пр.). И в то же время это больше чем записи театральных выступлений для телезрителей. Театр имеет свои физические ограничения, тогда как в телефильмах Бергмана важны монтаж и работа оператора, использование крупных и общих планов - то, чего нет в обычном театре. Таким образом, телепостановка соединяет театральные (между прочим Бергман сам признавался, что театр для него важнее, чем кино) и кинематографические средства выразительности, получается особый вид киноискусства, в котором на первом плане - глубокие переживания и постоянно изменяющиеся состояния героев, переданные максимально реалистично.

1985 - Двое блаженных / De två saliga




Вивека и Суне - немолодая супружеская пара. У героини, которую сыграла одна из любимых бергмановских актрис Харриет Андерссон, глубокое и запутанное депрессивное состояние из-за того, что с детства она была изгоем. Поводом для морально-психологического "изгнания" стал еле заметный дефект зрачка, абсолютная мелочь. Повод кажется абсурдным, но по фильмам и автобиографии Бергмана мы знаем о бессмысленных и жестоких предрассудках шведского патриархального общества, а Вивека, которая с рождения оказалась немного не такой как все, по сути - его жертва. С годами усугубляется депрессивное состояние женщины, психические отклонения наслаиваются одно на другое, и когда она в уже очень зрелом возрасте встречает понимающего ее мужчину, на душевное исцеление уже нет шансов. Жизнь супругов превращается в безумную внутреннюю борьбу - с собой и друг с другом. В глазах окружающих людей они - двое блаженных, или юродивых, которые время от времени устраивают мозговыносящие перфомансы.




Клубок страхов, обид, мазохизма, суицидальных порывов вряд ли может распутать даже лучший психоаналитик мира. Состояния Вивеки в режиме экшена перетекают из одной формы депрессии в другую. Только Бергман, выдающийся режиссер-психолог, на своей шкуре переживший похожие состояния, способен показать подобное действие в увлекательной форме - конечно, фильм станет для вас увлекательным, если вы сможете "въехать", зацепиться за эмоции героев (не самые приятные, между прочим).










Раздача на Рутрекере.

1992 - Маркиза де Сад / Markisinnan de Sade




Постановка пьесы Юкио Мисимы сразу цепляет контрастным сочетанием минималистичных декораций, напоминающих обстановку японского дома, и пышных костюмов (действие происходит во Франции в конце 18-го века). Сюжет разворачивается вокруг Маркиза де Сада, который сам на сцене не появляется - в действии участвуют только 6 актрис. Де Сад имеет проблемы с законом и всё получает репутацию извращенца, в то же время женщины маркиза (мать, жена, любовницы) пытаются использовать сложные отношения де Сада с властями (его то сажают в тюрьму, то отпускают) в своих корыстных целях. Благородством отличается только маркиза Де Сад, знающая об изменах мужа, но сохраняющая к нему высокие духовные чувства. Между героинями разворачивается "тихая" война за сферу влияния маркиза. Пьесу Мисимы я не читал, поэтому такая интерпретация может быть искаженной.




Здесь Бергман вновь наращивает психологический экшен: очень много нюансов, явных и скрытых связей в отношениях между женщинами, всё постоянно меняется - по мере того, как меняется положение Де Сада. Война переходит в перемирие, потом новый виток напряжения. Слой за слоем раскрывается натура людей. Следить за внутренней динамикой персонажей на фоне семейных и политических интриг - занятие захватывающее, но сложное. Режиссер дает нам подсказки, определенным образом расставляя персонажей на сцене. Бергман использует три уровня вовлеченности той или иной героини в ситуацию: непосредственное участие, отсутствие в ситуации и промежуточное положение - намек на скрытое участие. В этом случае женщина присутствует на сцене, но располагается в нескольких метрах от "разборок", с нейтральным выражением лица. Нет, она не подслушивает разговор, ее как бы здесь нет, но ее "фантом" где-то рядом. Таким образом постановщик дает нам понять, что эта героиня каким-то образом связана с текущей сценой.

Раздача на Рутрекере.










Ингмар Бергман - не единственный режиссер - постановщик телевизионных фильмов на границе театра и кино. Можно, например, Фассбиндера вспомнить. У каждого - свой метод работы с минималистичным пространством телефильма-телеспектакля. Для Бергмана самое важное - показать сложнейшие психологические состояния героев, используя невероятные артистические таланты своих любимых актеров и актрис.

Ингмар Бергман

Previous post Next post
Up