Пришло время обновить
список лучших российских фильмов 21 века, в котором пока что не было ни одного представителя текущего года. Осень 2016-го преподнесла нам несколько интересных новинок - кандидатов на попадание в мой список: "Дуэлянт", "Монах и бес", "Коллектор", "Хороший мальчик" (еще не смотрел). Первые три в итоге не оправдали ожиданий, а лучшим российским фильмом года с высокой вероятностью станет "Ученик".
"Ученик" Серебренникова - родной брат "Изображая жертву" 2006 года, поэтому если вам не понравилась абсурдная комедия про отмороженного молодого человека Валю, изображающего жертв преступлений на следственных экспериментах, то и "Ученик" вас вряд ли порадует. Своей свежей работой Кирилл Серебренников, входящий в
ТОП-10 лучших современных российских режиссеров по моей версии, утверждается в качестве мастера жанра комедии абсурда. Жанр, конечно, специфический, бросающий вызов зрителю, от которого требуются понимание иронии, определенная гибкость мышления, отсутствие зацикленности на социально значимых проблемах, которые в последние годы "подогреваются" в СМИ с целью повышения рейтинга. С другой стороны, жанр многое требует и от режиссера - соблюдения хрупкого баланса между иронией и серьезностью, четко выдержанной интонации на всем протяжении фильма, независимости от какой-либо социально-политической "группировки". Кирилл Серебренников, на мой взгляд, со всем этим справился.
"Ученик" - это история противостояния двух персонажей: старшеклассника Вениамина и учительницы биологии Елены Львовны, олицетворяющих две крайности мировосприятия - религиозное мракобесие и научный материализм, отрицающий всё, что "нельзя потрогать". Школьнику в фильме уделяется внимания раза в два больше, чем учительнице, проповедническая болтовня Вени с цитированием Библии забивает почти весь эфир - поэтому у зрителя возникает соблазн воспринимать фильм как антирелигиозный, высмеивающий православную идеологию. Трудный подросток Веня Южин как будто делает всё, чтобы своим поведением свести религиозное мировоззрение до уровня абсурда. Учитывая, что противостояние атеистов и "православнутых" в последнее время с полпинка перерастает в холивары в жизни и в Сети, Серебренников вступил на "минное поле": любое неверное движение дало бы нам повод навесить на режиссера ярлык атеиста, борца против церковного влияния и т.д. Действительно ли приверженцы православия нынче конкретно оборзели - отдельная тема, обсуждать мы ее не будем. Суть в том, что по фильм кому-то может показаться высмеивающим этих оборзевших. Но это не так. Сразу надо обозначить эту возможную зрительскую ошибку и больше к ней не возвращаться.
Причина, по которой режиссер обращается именно к религиозной теме, проста: именно эта тема в настоящее время является лучшей иллюстрацией бардака, который происходит в наших головах. "Ученик" и "Изображая жертву" - фильмы о хаосе в головах, но если во втором особое внимание уделяется молодым людям, потерявшим всякие берега, то в первом достается и молодым, и взрослым, и старшему поколению - всем. Серебренников выбрал единственно возможный жанр для адекватного раскрытия темы мировоззренческого хаоса современного российского общества, тем более играя на поле религиозного мракобесия - комедию абсурда. Здесь он приближается по мастерству к Кире Муратовой, которая лучше всех в мире показывает бардак в головах. В "Ученике" юмор льется просто без остановки, по насыщенности комичных сцен фильм не уступает творениям Монти Пайтонов, к которым наш фильм близок по духу (вспоминается "Житие Брайана"). Не знаю, как можно воспринимать "Ученика" как серьезную социальную драму или драму о трудностях взросления. Все образы нарочито абсурдны и нереальны - в реальной жизни ведь всё не так весело...
Примеры абсурдно-комичных сцен - проповедь священника в спортзале (!) или подражание мальчика Иисусу, несущему крест.
Достойный противовес свихнувшемуся на религиозной почве Вениамину - учительница-материалистка Елена Львовна, хоть и уделено ей в фильме заметно меньше времени. Елена Львовна ударяется в противоположную крайность, вылавливая из библейского текста "блохи" - несоответствия общеизвестным научным фактам. Ее научный материализм - тоже своеобразная "религия", ограничивающая мышление и не дающая увидеть мудрость в образах и метафорах древнего текста. Елена Львовна поначалу кажется адекватной личностью, способной поставить Веню на место, но тогда фильм превратился бы в "серьезную драму" и это был бы провал. Учительница выбирает неправильные методы "перевоспитания" ученика, в итоге тоже скатывается в крайность и абсурд (см. эпизод урока полового воспитания), да и заодно свою личную жизнь запарывает.
Трагический финал "Ученика" закономерен - все-таки настоящая комедия абсурда не должна заканчиваться хэппи-эндом, с которым она бы потеряла смысл. Окружающий нас абсурд или, как в данном случае, бардак в головах кажутся смешными, но по сути это "вирусы" коллективного сознания, направляющие жизни людей в сторону бессмысленного существования. Фильм Кирилла Серебренникова, на мой взгляд, именно об этом. Получилось круто.
Оценка: 8/10