Мне не очень понятен ваш вопрос, если честно. Хотя на уровне моего личного бессознательного я, кажется, его понимаю))) Что я наблюдал во 2-й половине 70-х (когда учился)? Есть режиссерское поколение старшее, назовем его "довоенное" (Герасимов, Райзман, Ромм и т.д.) - им есть что сказать. Есть поколение среднее, "послевоенное" (пришедшее с войны, точнее: Чухрай, Хуциев, Тодоровский...) - им есть что сказать. Есть поколение молодое, набравшее силу в 60-е, и не обязательно в режиссуре (Тарковский, Шукшин, братья Михалковы, Климов, Губенко...) - им есть что сказать. Всем им было что сказать от имени поколения. А кто в это время рядом со мной? Из тех, кто только-только начал говорить с экрана или вот-вот начнет? Да, Абдрашитов. Да, Асанова. Да, Сокуров. Да, еще несколько имен мы назовем. И все они будут режиссерами, говорящими только от себя лично. Новой поколенческой волны в конце 70-х не было. И в середине 80-х - не было. Когда новые молодые режиссеры увидели, что говорить можно и нужно, оказалось, что им сказать нечего. Кроме хриплого истерического вопля, ничего не вырывалось из их коллективного и личного нутра. Это особенно хорошо стало заметно, когда образовалась такая формация, как Молодежные секции в Союзе кинематографистов. Я тоже рвался на сборы секции молодых критиков, тоже выступал. Молодые режиссеры собирались... Молодые операторы... По возрасту нам всем (в большинстве) было уже за 30, кому-то и за 40, но мы же все хотели, чтобы теперь и нам дали порулить... Критический уровень безумия - это, пожалуй, вы точно выразились. Каждый из нас по отдельности был вполне вменяемым и разумным человеком, умевшим рассуждать о кино, и не только о кино. Собираясь вместе, мы резко теряли индивидуальность... Не один год ушел на то, чтобы я понял: ничего не меняется! Нет, не так... Ничего не меняется в лучшую сторону. В худшую - да. Именно новое поколение (не без некоторого участия кое-кого из наставников) разрушило построенное до них, но ничего не построило взамен. И я, получается, к этому имел отношение. И не важно, что я не призывал свергать Кулиджанова или Бондарчука... Когда стало понятно, что такое явление, как "советский кинематограф", похоронено, мне пришло в голову построить хоть что-то свое, маленькое, персональное, интимное, но - построить. Может, мои бывшие сотоварищи тоже что-то построили. Но точно не новый кинематограф, о котором они (мы) все хором кричали. Я дистанцировался от них еще в середине 90-х, но глаза у меня есть, чтобы видеть: нового российского кинематографа пока еще нет. Разве что в неигровом кино пробиваются свежие ростки... Если их не затопчут, то шанс есть... Об ощущении грядущей катастрофы. Возможно, я ошибаюсь, что киношная среда массово вздрогнула, когда ОСТАНОВИЛСЯ ПОЕЗД. И любое публичное обсуждение грозило тем, что вслух будет произнесено: "Этот фильм - обвинение всей системе поголовной лжи и пофигизма, которая стала к началу 80-х основой государственного строя". Если вспомнить, что абдрашитовский же ПОВОРОТ был обвинением еще не системе, но персонально - отдельно взятому советскому человеку... Если вспомнить, что потом АРМАВИР стал абсолютно шокирующим предвидением крушения гигантской страны... В свете этого перечисления получается, что Вадим Абдрашитов - самый перестроечный из всех перестройщиков.)))
судя по ответу, вы поняли вопрос даже лучше, чем я ) благодарю за столь подробные комментарии - такой информации больше нигде не найти... А Абдрашитов - мой большой пробел.
Что я наблюдал во 2-й половине 70-х (когда учился)? Есть режиссерское поколение старшее, назовем его "довоенное" (Герасимов, Райзман, Ромм и т.д.) - им есть что сказать. Есть поколение среднее, "послевоенное" (пришедшее с войны, точнее: Чухрай, Хуциев, Тодоровский...) - им есть что сказать. Есть поколение молодое, набравшее силу в 60-е, и не обязательно в режиссуре (Тарковский, Шукшин, братья Михалковы, Климов, Губенко...) - им есть что сказать. Всем им было что сказать от имени поколения. А кто в это время рядом со мной? Из тех, кто только-только начал говорить с экрана или вот-вот начнет? Да, Абдрашитов. Да, Асанова. Да, Сокуров. Да, еще несколько имен мы назовем. И все они будут режиссерами, говорящими только от себя лично. Новой поколенческой волны в конце 70-х не было. И в середине 80-х - не было. Когда новые молодые режиссеры увидели, что говорить можно и нужно, оказалось, что им сказать нечего. Кроме хриплого истерического вопля, ничего не вырывалось из их коллективного и личного нутра. Это особенно хорошо стало заметно, когда образовалась такая формация, как Молодежные секции в Союзе кинематографистов. Я тоже рвался на сборы секции молодых критиков, тоже выступал. Молодые режиссеры собирались... Молодые операторы... По возрасту нам всем (в большинстве) было уже за 30, кому-то и за 40, но мы же все хотели, чтобы теперь и нам дали порулить...
Критический уровень безумия - это, пожалуй, вы точно выразились. Каждый из нас по отдельности был вполне вменяемым и разумным человеком, умевшим рассуждать о кино, и не только о кино. Собираясь вместе, мы резко теряли индивидуальность... Не один год ушел на то, чтобы я понял: ничего не меняется! Нет, не так... Ничего не меняется в лучшую сторону. В худшую - да. Именно новое поколение (не без некоторого участия кое-кого из наставников) разрушило построенное до них, но ничего не построило взамен. И я, получается, к этому имел отношение. И не важно, что я не призывал свергать Кулиджанова или Бондарчука... Когда стало понятно, что такое явление, как "советский кинематограф", похоронено, мне пришло в голову построить хоть что-то свое, маленькое, персональное, интимное, но - построить.
Может, мои бывшие сотоварищи тоже что-то построили. Но точно не новый кинематограф, о котором они (мы) все хором кричали. Я дистанцировался от них еще в середине 90-х, но глаза у меня есть, чтобы видеть: нового российского кинематографа пока еще нет. Разве что в неигровом кино пробиваются свежие ростки... Если их не затопчут, то шанс есть...
Об ощущении грядущей катастрофы. Возможно, я ошибаюсь, что киношная среда массово вздрогнула, когда ОСТАНОВИЛСЯ ПОЕЗД. И любое публичное обсуждение грозило тем, что вслух будет произнесено: "Этот фильм - обвинение всей системе поголовной лжи и пофигизма, которая стала к началу 80-х основой государственного строя". Если вспомнить, что абдрашитовский же ПОВОРОТ был обвинением еще не системе, но персонально - отдельно взятому советскому человеку... Если вспомнить, что потом АРМАВИР стал абсолютно шокирующим предвидением крушения гигантской страны... В свете этого перечисления получается, что Вадим Абдрашитов - самый перестроечный из всех перестройщиков.)))
Reply
Reply
Leave a comment