Leave a comment

konst19791019 September 29 2016, 15:56:06 UTC
неее, я не умею...
я про другое вам ночью написал... в некотором роде как свидетель-участник той самой киноперестройки)))
в 81-84 гг я работал в Госкино в Главке кинопроката, а с декабря 84 по июль 87 - в Главке кинопроизводства. Правда, сам я курировал документальные студии, но в курсе того, что происходило у коллег... и вообще в системе киновласти того времени...
Волна сюжетно-тематического обострения в советском кино поднималась уже в конце 70-х. Известно, что ТЕМА легла на полку, но это же не из-за проблематики. Зато АГОНИЯ пробилась в 81-м в прокат. Следом - ПРОЩАНИЕ, ОСТАНОВИЛСЯ ПОЕЗД, ЧУЧЕЛО... Это я к тому, что, скажем, даже КУРЬЕР, или СОБЛАЗН, и тем более ЗАБАВЫ МОЛОДЫХ, и уж совсем лишний здесь альманах ИСКЛЮЧЕНИЕ БЕЗ ПРАВИЛ - никакого отношения не имеют к перестройке в кино чисто хронологически.
Хотел бы напомнить, что фильмы 1986 года снимались в 85-м, а включены в темплан Госкино они были в 84-м или раньше (была масса названий, переходивших в планах производства из года в год, прежде чем они запускались-таки).
Или вот МАЛЕНЬКАЯ ВЕРА. Ну да, вышла она в 88-м. И наверное, популярной стала именно потому, что дорога ложка к обеду. Но сценарий был утвержден в Госкино и даже опубликован массовым тиражом, и снимался бы фильм все равно, вне зависимости от перестройки.
Реальная перестройка, на уровне властных структур, и не думала начинаться до 87-го года. И первый молодежный СЭ (1.4.1987) вызвал разные эмоции в среде самих киношников, в том числе и на уровне "что себе позволяют эти сосунки?!" Так что ваша фраза "фактически исчезла цензура" к киносфере не имеет отношения вплоть до 2-й половины 1987-го, пожалуй. Забавно, оглядываясь в тот год, вспоминать, что я подал заявление об увольнении из сценарно-редакционной коллегии в июле 1987-го именно по причине личной уверенности: мое начальство (и почти все мои коллеги, хочу заметить) настолько насмерть стояло против любых перестроек в кино, свирипея день ото дня, что надеяться на свет в конце этого туннеля, казалось мне, было совершенно безнадежно.
Потому не в 85-м и не в каком-то другом году, а все-таки в 88-м начали появляться фильмы, связанные с перестройкой. ВОРЫ В ЗАКОНЕ вроде бы были первой крупной "кооперативной" картиной.
Понимаю, что ваш список не мог быть безразмерным, но я удивился, не увидев в нем каких-то знаковых названий: САТАНА, ПАНЦИРЬ, СЕКС-СКАЗКА... Есть абдрашитовско-миндадзевский ПЛЮМБУМ, стоявший в планах Госкино, но нет действительно перестроечного и провидческого АРМАВИРА того же авторского дуэта. Есть МАКАРОВ Хотиненко, но нет его же реально новаторского РОЯ. Или хотя бы "кооперативного" хотиненковского СВ. СПАЛЬНЫЙ ВАГОН...
Ни в коем случае я не критикую ВАШ список. Просто озвучиваю вопросы, которые у меня возникли после ознакомления с ним. Или, может, у вас будет рулетка номер 2 с этой же темой?..)))
Кстати, спасибо за ссылку на статью Максима Медведева. С интересом, хоть пока и бегло, пробежался по ней. Когда вижу фактические ошибки, сразу понимаю, что автор осведомлен во многих вопросах, но некоторые данные почерпнул явно не из первоисточников, каковыми, пока живы, являются прежде всего современники. Вот я пока еще живой и могу сказать, что СОНАТА ДЛЯ ГИТЛЕРА была создана Сокуровым еще во ВГИКе, а на ЛСДФ, под крылом замечательного человека и директора Владилена Кузина, фильм удалось и сохранить, и дать ему профессиональное существование вместо статуса "студенческой учебной работы". Там в статье есть еще какие-то огрехи, но это уже тема для более детального копания.

Reply

altereos September 29 2016, 16:21:50 UTC
У меня с Максимом Медведевым, видимо, одна и та же проблема - нехватка первоисточников, но если у киноведа они хоть какие-то есть, то для меня "первоисточник" - интернет, так что неточностям в своей заметке не удивлен. Ваш комментарий действительно ценный, я, пожалуй, вставлю самое интересное в итоговый пост )

Еще вы пишете, что некоторые фильмы из списка некорректно причислять к перестроечным, т.к. делались в другой, прежней "системе", но по духу-то они вполне перестроечные - когда они создавались, авторы, возможно, предчувствовали что-то и неосознанно вносили в свои творения ощущение катастрофы... Для меня перестроечное кино особенно привлекает тем, что в нем чувствуется связь с коллективным бессознательным, в котором к тому времени накопился критический уровень безумия. Хочу спросить вас как свидетеля: действительно тогда было что-то такое в киношной сфере или это мои фантазии?

Reply

konst19791019 September 29 2016, 17:13:49 UTC
Мне не очень понятен ваш вопрос, если честно. Хотя на уровне моего личного бессознательного я, кажется, его понимаю)))
Что я наблюдал во 2-й половине 70-х (когда учился)? Есть режиссерское поколение старшее, назовем его "довоенное" (Герасимов, Райзман, Ромм и т.д.) - им есть что сказать. Есть поколение среднее, "послевоенное" (пришедшее с войны, точнее: Чухрай, Хуциев, Тодоровский...) - им есть что сказать. Есть поколение молодое, набравшее силу в 60-е, и не обязательно в режиссуре (Тарковский, Шукшин, братья Михалковы, Климов, Губенко...) - им есть что сказать. Всем им было что сказать от имени поколения. А кто в это время рядом со мной? Из тех, кто только-только начал говорить с экрана или вот-вот начнет? Да, Абдрашитов. Да, Асанова. Да, Сокуров. Да, еще несколько имен мы назовем. И все они будут режиссерами, говорящими только от себя лично. Новой поколенческой волны в конце 70-х не было. И в середине 80-х - не было. Когда новые молодые режиссеры увидели, что говорить можно и нужно, оказалось, что им сказать нечего. Кроме хриплого истерического вопля, ничего не вырывалось из их коллективного и личного нутра. Это особенно хорошо стало заметно, когда образовалась такая формация, как Молодежные секции в Союзе кинематографистов. Я тоже рвался на сборы секции молодых критиков, тоже выступал. Молодые режиссеры собирались... Молодые операторы... По возрасту нам всем (в большинстве) было уже за 30, кому-то и за 40, но мы же все хотели, чтобы теперь и нам дали порулить...
Критический уровень безумия - это, пожалуй, вы точно выразились. Каждый из нас по отдельности был вполне вменяемым и разумным человеком, умевшим рассуждать о кино, и не только о кино. Собираясь вместе, мы резко теряли индивидуальность... Не один год ушел на то, чтобы я понял: ничего не меняется! Нет, не так... Ничего не меняется в лучшую сторону. В худшую - да. Именно новое поколение (не без некоторого участия кое-кого из наставников) разрушило построенное до них, но ничего не построило взамен. И я, получается, к этому имел отношение. И не важно, что я не призывал свергать Кулиджанова или Бондарчука... Когда стало понятно, что такое явление, как "советский кинематограф", похоронено, мне пришло в голову построить хоть что-то свое, маленькое, персональное, интимное, но - построить.
Может, мои бывшие сотоварищи тоже что-то построили. Но точно не новый кинематограф, о котором они (мы) все хором кричали. Я дистанцировался от них еще в середине 90-х, но глаза у меня есть, чтобы видеть: нового российского кинематографа пока еще нет. Разве что в неигровом кино пробиваются свежие ростки... Если их не затопчут, то шанс есть...
Об ощущении грядущей катастрофы. Возможно, я ошибаюсь, что киношная среда массово вздрогнула, когда ОСТАНОВИЛСЯ ПОЕЗД. И любое публичное обсуждение грозило тем, что вслух будет произнесено: "Этот фильм - обвинение всей системе поголовной лжи и пофигизма, которая стала к началу 80-х основой государственного строя". Если вспомнить, что абдрашитовский же ПОВОРОТ был обвинением еще не системе, но персонально - отдельно взятому советскому человеку... Если вспомнить, что потом АРМАВИР стал абсолютно шокирующим предвидением крушения гигантской страны... В свете этого перечисления получается, что Вадим Абдрашитов - самый перестроечный из всех перестройщиков.)))

Reply

altereos September 29 2016, 17:30:22 UTC
судя по ответу, вы поняли вопрос даже лучше, чем я ) благодарю за столь подробные комментарии - такой информации больше нигде не найти... А Абдрашитов - мой большой пробел.

Reply


Leave a comment

Up