Рене Лалу. Режиссер с Топором

Sep 02, 2016 13:56

Мастера короткометражной анимации, выпуск №28

Рене Лалу хорошо знают любители фантастики. "Дикая планета", "Властелины", "Гандахар" - культовые фантастический мультфильмы о внеземных цивилизациях, с элементами антиутопии. Эти три полнометражных фильма 70-80-х годов сделали известным французского аниматора Рене Лалу, чьи короткометражные работы остаются в тени "гигантов", но сегодня мы восстановим справедливость.



В детстве Рене Лалу пережил влияние комиксов и американских мультиков Диснея, Т.Эйвери и др. Позже, обучаясь профессии художника, Лалу обращается к сюрреализму и фэнтэзи. Став аниматором, он соединил последние два компонента с яркими и насыщенными деталями рисунками, характерными для комиксов. От голливудского стиля почти ничего не осталось, и это не может не радовать. Если говорить о полнометражной анимации, то три вышеупомянутых фильма в свое время составляли какую-то конкуренцию голливудской продукции. Конечно, эту конкуренцию было невозможно выиграть, но локальная победа была одержана. Но вернемся к короткому метру.

Приход Рене Лалу в анимацию уникальный и удивительный. В 1956 году молодого художника позвали работать в психиатрическую клинику - заниматься с пациентами арт-терапией. Ну и Лалу придумал сделать с мультик на основе рисунков шизофреников. Мультфильм называется "Зубы обезьяны" (1960). В доступной версии фильма есть небольшая документальная вставка с рассказом о клинике и о том, как делался мультик.





"Зубы обезьяны" с большой натяжкой можно назвать мультфильмом. Это скорее экспериментальный арт-терапевтический фильм с использованием рисунков больных. Собственно анимации (т.е. "оживления" персонажей рисунков) совсем чуть-чуть. Сюжет вроде бы есть (история о стоматологе, ворующем у пациентов зубы), но чем дальше, тем сильнее он размывается, превращаясь в шизофренический поток образов. Тем не менее, мультик многим понравился - тогда это действительно было что-то необычное и впечатляющее. Вот так началась карьера аниматора.

Лалу и Топор
В середине 1960-х произошла встреча, предопределившая дальнейшие анимационные успехи Рене Лалу. Тогда во Франции жил Роланд Топор, известный художник-сюрреалист, а также писатель, сцерарист, по национальности - польский еврей. Подробнее о творческих достижениях Топора можно прочитать в посте alexander-pavl. Совместно Лалу и Топор сделали два короткометражных и один полнометражный фильм ("Мертвые времена", "Улитки", "Дикая планета") - и это лучшее из всей фильмографии француза (правда, в конце заметки я постараюсь оспорить это утверждение). Если разобраться, то почти всё в совместных фильмах сделал именно Роланд Топор - художник и сценарист. Есть мнение, что Лалу выполнял какие-то чисто технические функции, и в дальнейшем, работая уже без Топора, близко не приближался к их совместным творческим вершинам. sessil-b, один из немногих знатоков творчества Лалу в ЖЖ, написал: "В паре Лалу / Топор один гений, и это явно не Лалу".

1965 - Мертвые времена (другие варианты перевода - Простои, Время смерти).
По технике этот фильм похож на "Зубы обезьяны" - много рисунков, мало анимации. По сути это бессюжетная съемка серии мизантропических-сюрреалистических рисунков Роланда Топора. Есть редкие анимационные вставки, выполненные в технике перекладки. Фильм считается шедевром - но только за счет графики и концепции Топора.







1965 - Улитки
Вот это уже мультфильм в полном смысле этого слова, и снова Роланд Топор придумал концепцию, образы, сюжет. "Улитки" - сюрреалистический рассказ о монстрах, уничтожающих людей и место их обитания. Мизантропическая тема о том, что где-то во Вселенной есть существа, способные в любой момент уничтожить людей, является одной из любимых у Рене Лалу - это видно и по дальнейшим полнометражным фильмам. В "Улитках" эта тема подана с черным юмором, но дальше будет больше мрачности.



Затем Лалу и Топор создают "Дикую планету" - также в технике перекладки (плоские марионетки). В 1970-х сотрудничество заканчивается, Рене Лалу меняет технику - все последующие работы будут рисованными. Был ли это шаг назад - сложно сказать... Изображение не стало принципиально другим - разве что чуть более "популярным", более динамичным. Однако та же "Дикая планета", выполненная в технике перекладок, по яркости изображения, по выразительности образов не уступает любому рисованному фильму. Но по динамичности рисованная анимация всегда будет впереди - до появления компьютерной 3D-графики. "Властелины времени" и "Гандахар" не такие крутые, как "Дикая планета", но не менее зрелищные. Подробнее о полнометражных работах Рене Лалу можно прочитать в обзоре на портале "Мир фантастики".

1987 - Как Вэнг-Фу был спасен
Среди сюрреалистических и фантастических фильмов Рене Лалу затерялся главный короткометражный шедевр французского аниматора. Все-таки "Улитки", "Мертвые времена" - шедевры прежде всего Роланда Топора, роль Лалу там, как ни крути, второстепенная. Мультфильм "Как Вэнг-Фу был спасен" - восточная притча с элементами сюрреализма. Яркая рисованная техника здесь ближе к китайской живописи, нежели к диснеевскому стилю. Фильм кажется нетипичным для Лалу, ведь в нем нет внеземных монстров и космических кораблей, но по духу - это абсолютно подлинный Лалу: ощущение иррациональности происходящего, легкая мизантропичность (без ухода в человеконенавистничество), мечты о сверхспособностях. Ну и конечно, всё это очень красиво! "Вэнг-Фу" доказывает, что и без Топора режиссер может создавать красочные сюрреалистические шедевры - просто по-другому.









1988 - Пленница
Фантастика + сюрреализм, в лучших традициях Лалу. Будь "Пленница" полнометражной, она бы очень органично смотрелась бы в компании "Дикой планеты", "Властелинов времени" и "Гандахара".







Короткометражных работ у Рене Лалу, получается, совсем немного - 5 штук, но и этого наследия достаточно, чтобы называть Лалу ярким представителем короткометражной авторской анимации. Как минимум два фильма я советую посмотреть - "Улитки" и "Вэнг-Фу". Не обещаю, что понравятся, но впечатлят - это точно.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" ( подробнее здесь).


Previous post Next post
Up