Шепоты и крики (1972, Швеция, Ингмар Бергман)

Feb 07, 2009 16:18

Вспоминается остроумный комментарий одного зрителя: после просмотра этого фильма хочется повеситься. "Шепоты и крики" называют неприятным, страшным и даже - одним из лучших фильмов о смерти. Достигается такое впечатление тщательно подобранными деталями, воздействующими на подсознание зрителя сильнее любой сцены насилия...



Первая моя ассоциация с "Шепотами" - это красный цвет. Здесь красный - цвет болезни, точнее - болезненности, потому что болезнь локальна, а болезненность - пронизывает тело и душу человека. У конкретной болезни есть названия, а болезненность - такое состояние, когда не хочется придумывать никаких названии, вообще невозможно думать. Не случайно у главной героини - умирающей Агнес - болезнь, название которой нам неизвестно. Две ее сестры здоровы физически, но больны духовно - глубоко и смертельно.
Но нужно понимать, что у Бергмана смерть - особая тема. Грань между жизнью и смертью у него растворяется. В результате сестры Карин и Мария - мертвы при жизни, так как не способны любить и сострадать, а обладавшая (видимо) этими качествами Агнес остается в мире живых после смерти... У Бергмана нет абсолютной смерти, но, возможно, есть абсолютная жизнь - служанка Анна является чуть ли не воплощением идеальных человеческих качеств.

"Шепоты и крики" - наверное, самый интуитивный фильм шведского классика. Сюжет основан на образах и видениях, который приходили в сознание Ингмара. Малейшие детали съемочного процесса - декорации, одежда, операторская работа и пр. - выбирались интутитивно. Наверное, поэтому фильм так сильно воздействует подсознательно - если, конечно, зритель готов к этому воздействию.

Ингмар Бергман:
"Все мои фильмы могли быть черно-белыми, кроме "Шепотов и криков". В сценарии написано, что я задумывал красный цвет как выражение сути души. Ребенком я представлял себе душу в виде дымчато-синего, похожего на тень дракона, некоего громадного парящего крылатого существа - наполовину птицы, наполовину рыбы. Но внутри дракон был сплошь красный".

Kasablanka:
"Бергман делает самих героинь предметами интерьера - обыгрывая их мертвенно белые, до стерильной чистоты, или чёрные, фактурные платья на фоне стен покрытых вызывающе красным. И, этот диссонанс цветов, матовых и блестящих поверхностей, резьбы на буфете чёрного дерева, разлитого вина из бокалов с тонкой гравировкой, золотого обреза дневника Агнесс, прозрачных кружев зонта Марии, и сетчатой дымки вуали Карен, создаёт мир".

ungodly:
«Шепоты и крики» - очень страшный фильм. Равнодушие, холодность и безразличие как три всадника Апокалипсиса врываются на экран".


Агнес (Харриет Андерссон)


Карин (Ингрид Тулин)


Анна (Кари Сильван)

Ингмар Бергман

Previous post Next post
Up