Сюрреалистические детективы Алена Роб-Грийе

Jun 24, 2016 14:02

С творчеством Роб-Грийе связано несколько ИЗМов: шозизм (в литературе), сюрреализм, садомазохизм. Последние два являются основными "фирменными фишками" Алена Роб-Грийе как кинорежиссера. Его фильмография насчитывает 8 полнометражных фильмов, имеющихся в доступе. В половине из них в качестве жанрового каркаса режиссер использует детектив - расследование чего-либо (убийства, похищения, исчезновения, разгадки непонятного явления). Элементы расследования имеются и в других четырех работах: в "Трансъевропейском экспрессе" наркокурьер невольно расследует систему наркобизнеса, в которой оказался по воле персонажей-сценаристов; в "Человеке, который лжет" зритель пытается понять, насколько достоверны монологи главного героя; в "Эдем и после" мы видим процесс поиска чего-то по принципу "пойди туда, не знаю куда..."; в "Игре с огнем" девушка исследует закоулки причудливого борделя и тоже чего-то ищет (видимо, источник наслаждения).



В других четырех детективная линия прослеживается более-менее отчетливо и является главным компонентомиз тех, что связывают элементы сюрреалистического хаоса в цельное произведение. Роб-Грийе - один из самых заметных сюрреалистов в кино - нарушает в своем кинематографе законы пространства и времени: хронология событий перепутывается во времени, словно наушники в наших карманах, а персонажи могут исчезнуть и возникнуть из ниоткуда. Видения неотличимы от реальности, настоящее и вымышленное становятся чем-то единым и т.д. Многочисленные "фрейдистские" сцены эротики и садомазохизма как бы намекают, что действие происходит в чьем-то подсознании, в котором царит хаос. Красочный визуал позволяет нам любоваться этим зрелищем даже без понимания сути происходящего. Но фильм должен быть кинематографичным (иначе он перейдет в разряд видеоарта), и для этого используется приём, который хотя бы создает видимость истории - детективность. Таким образом рождается прекрасный жанр - сюрреалистический детектив. Это редкий жанр, образцы которого в чистом виде мы можем пересчитать по пальцам. В первую очередь это, конечно же, загадочные детективы Дэвида Линча "Твин Пикс", "Шоссе в никуда", "Синий бархат" + предлинчевский "Четвертый мужчина" Верхувена. Что-то можно еще вспомнить... И вот еще четыре отличных образца - четыре фильма Алена Роб-Грийе.

1963 - Бессмертная / L'immortelle

Мужчина-француз N, оказавшийся в Стамбуле по работе, встречает загадочную красотку, которая периодически исчезает и внезапно появляется. Пытаясь за ней угнаться и заодно выяснить, не угрожает ли ей опасность, N узнает противоречивые факты. Есть даже намек на то, что женщины давно нет в живых. N проводит собственное детективное расследование, логика которого словно размывается в сюрреалистическом мире Стамбула и в итоге оно заканчивается трагически. "Бессмертная" - прекрасный черно-белый фильм, по стилистике напоминающий "В прошлом году в Мариенбаде" Алена Рене (Роб-Грийе написал сценарий).





1973 - Постепенные изменения удовольствия / Glissements progressifs du plaisir

Фильм начинается со странного убийства женщины. Рядом оказывается девушка Алиса, которую с убитой связывают специфические отношения... Полиция и Судья расследуют убийство, девушку-подозреваемую помещают в монастырскую тюрьму. Алиса обладает способностью оказывать магическое влияние на окружающих, а пространство вокруг нее превращается в сюрреалистический мир, поэтому расследование постоянно буксует в садомазохистских фантазиях героев. Завершается расследование парадоксально: а было ли вообще убийство?





1982 - Прекрасная пленница / La belle captive

Спецагент Вальтер встречает в клубе прекрасную незнакомку, которая "то ли девочка, а то ли виденье". Типичная для Роб-Грийе тема. Вместо того, чтобы выполнять срочное задание, Вальтер расследует странное исчезновение женщины. Потом выясняет, что исчезновение и спецзадание каким-то образом связаны. Далее все очень по-сюрреалистичному: всё связано со всем, кто живой и кто мертвый, где реальность и где сон - непонятно, и что вообще происходит?!





В "Прекрасной пленнице" много отсылок к творчеству Рене Магритта, одному из самых известных художников-сюрреалистов.





2006 - Вам звонит Градива / Gradiva (C'est Gradiva qui vous appelle)

Здесь вновь повторяется любимый сюжет режиссера: мужчина встречает красотку, пытается разгадать тайну ее исчезновения и вляпывается в сюрреализм. Действие происходит в Марракеше (Роб-Грийе вообще любит тот регион - Северная Африка, Турция), поэтому в фильме много восточного колорита. Как обычно у Роб-Грийе, здесь много эротики и садомазохизм, а детектив, скорее, является для режиссера поводом провести зрителя по своим любимым сюрреалистическим "фирменным фишкам" (окровавленные обнаженные женщины, разбитое стекло, сцены сновидений, плавно перетекающих в реальность). Последний фильм французского режиссера, которому во время съемок было больше 80 лет!




Previous post Next post
Up