Мастера короткометражной анимации, выпуск №14
Так странно распорядилась судьба, что один из самых заметных экспериментаторов в области видеоискусства родился на краю мира, в Новой Зеландии. Его подход к творчеству был настолько нестандартным, а тяга к путешествиям настолько сильной, что у него не было другого пути, как примкнуть к европейской тусовке авангардистов 20-30-годов. В 1926 году, в возрасте 25 лет Лен Лай переезжает из Новой Зеландии в Лондон...
В 30-е годы в Лондоне образовалась группа видеоэкспериментаторов на базе British General Post Office - что-то типа Британского главпочтамта (подробнее об этом объединении можно почитать
здесь). Это было время, когда режиссеры-авангардисты без оглядки на цензуру выпускали рекламные и социальные ролики, порой совершенно безумные. Авангард тогда развивался во многом благодаря государственной поддержке. Среди тех, кто сотрудничал с GPO, был уже известный нам
Норман Макларен и Лен Лай, которые основательно взялись за технику бескамерной анимации (рисование на кинопленке без использования кинокамер).
Если вынести рекламную составляющую из "мультфильмов" Лен Лая (его творениям больше подходит название "экспериментальные анимационные ролики"), то мы увидим движение геометрических фигур и узоров под музыку (джаз или этнические мелодии). Очень похоже на опыты с визуализацией
Оскара Фишингера. Сейчас эти работы будут интересны лишь историкам и теоретикам анимации, а также любителям видеоарта. Тем не менее два фильма Лен Лая попали в список "
лучших анимационных фильмов с 1908 по 2003 г". Первый - это "Цветная коробка" (A colour box, 1935) созданная в GPO и каким-то образом рекламирующая почтовые услуги. В наше время сложно поверить, что такая авангардная анимация может что-то рекламировать... Это скорее абстрактная визуализация под веселенькую музыку.
Второй - это "Свободные радикалы" (Free radicals, 1958), еще более авангардный "мультик", созданный в Нью-Йорке, куда Лен Лай переехал в 1944 году. В этот период сформировалась творческая философия художника, ключевой категорией в которой является "кинетика" (motion, движение). Как я понимаю, Лен Лай пытался увидеть жизнь в движущихся абстрактных предметах. "Свободные радикалы" выражают эту философию: это в меньшей степени визуализация музыки, здесь абстрактные объекты (нацарапанные на пленке линии и всякие почеркушки) живут своей жизнью. Мы видим некий параллельный двухмерный мир, а происходящие в нем процессы обладают своей красотой и притягательностью. Фильмы Лен Лая можно назвать бессмысленными, но и они действительно чем-то "цепляют".
Единственным "зрительским" мультфильмом Лен Лая, который можно посоветовать любителям традиционной анимации, является "Рождение робота" (The Birth of the Robot, 1936). Фильм выполнен в одной из привычных техник - кукольно-предметной анимации - и имеет сюжет. Это фантастическая история о мужчине, который погиб в автомобильной аварии, после чего перерождается в виде робота. Робот начинает служить мировой промышленности, но ему необходимо масло (смазка). И тут мы обнаруживаем, что 5 минут смотрели рекламный ролик масла Shell Oil )) Собственно рекламы здесь почти и нет, так что "Рождение робота" - это полноценный мультфильм.
После переезда в США эксперименты с бескамерной анимацией у Лен Лая отходят на второй план. Основной "фишкой" у него становятся т.н. "кинетические скульптуры" (см.
видеоролик). Лен Лай получил репутацию художника-авангардиста, который ищет новые формы в современном искусстве и при этом не принадлежит к какому-либо направлению. Сам по себе. Его работы попали в музеи современного искусства по всему миру, сам Лен Лай разъезжал по странам с выставками и лекциями на тему философии творчества. Лен Лай легко мог бы попасть в список "лучшие скульпторы 20 века" или "ключевые художники-авангардисты современности", но так как мы говорим об анимации, то можем смело его включить в условный список самых выдающихся аниматоров за всю историю - даже несмотря на то, что его работы неинтересны массовому зрителю. Но вклад в развитие анимационного искусства он внес существенный.
Название фильма отображается при наведении курсором.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).