Александр Татарский. "Пластилиновая революция"

Mar 25, 2016 14:09

Мастера короткометражной анимации, выпуск №9

Вот сразу начну с пафосного заявления: Александр Татарский - спаситель российской анимации после развала Советского Союза! Именно он создал студию "Пилот" - первую частную анимационную студию в стране, которая в сложный для отечественной анимации постсоветский период обеспечила работой десятки талантливых аниматоров. Фактически студия "Пилот" стала наследницей славных традиций студии "Союзмультфильм". Многие ученики Татарского успешно работают по всему миру, получают призы на фестивалях. Получается, Татарский - не просто режиссер-мультипликатор, это один из ключевых деятелей в сфере анимации в 90-е годы, пожалуй, мирового масштаба. А студия "Пилот" - крупнейший центр анимации на постсоветском пространстве, в котором не только сохраняются традиции советской детской анимации, но и осваиваются новейшие технологии создания мультфильмов. Все знают цикл "Гора самоцветов", состоящий из 67 мультфильмов по сказкам народов России. Создавали их десятки мультипликаторов в разных стилях. Вот такое грандиозное творческое объединение придумал и создал наш сегодняшний герой вместе с друзьями-сподвижниками.



Мы оценили вкратце достижения Татарского как выдающегося организатора, поговорим теперь о нем как о режиссере. Как минимум 4 его мультфильма знают решительно все. Два из них совершили переворот в пластилиновой анимации в начале 80-х годов. "Пластилиновая ворона" (1981) - это классика детской советской анимации, а фильм "Падал прошлогодний снег" (1983) обрел культовый статус - тот случай, когда крайне удачно объединились творческие силы нескольких талантливых людей: кроме самого Татарского это композитор Гладков, актер Садальский (озвучка), сценарист Сергей Иванов. Никто не ожидал, что получится такой притягательный абсурдно-юмористический фильм! Сейчас "Падал прошлогодний снег" - это "хит" анимации мирового уровня на все времена.





Татарский - не первый, кто работал с пластилином, но до него ни у кого не получалось столь ярких, динамичных, захватывающих работ. Секрет успеха пластилиновых мультфильмов Татарского - в метаморфозах персонажей. Любая пластилиновая деталь у него не является статичной - с ней постоянно что-то происходит. Персонажи постоянно видоизменяются, например, "орел-мужчина" может превратиться в телевизор или врасти в колодец, из головы могут вырасти рога и т.д. "И хотя Татарский - не пионер пластилиновой анимации, именно у него пластилин обретает качество чувственной, окрашенной юмором и эмоцией метаморфозы" (Лариса Малюкова, журнал "Искусство кино, №12). Но самая невероятная метаморфоза, которую показывает режиссер - это как из сырого, смятого пластилина за секунду формируется "живой" персонаж. Зритель успевает наблюдать этот, можно сказать, метафизический процесс! Посмотрим на примере пластилинового мультика "Новогодняя песенка Деда Мороза":







Если отвлечься от пластилина и обратить внимание на сюжеты, то одна из первых ассоциаций в связи с этим - клоунада. Мультфильмы Татарского по абсурдности происходящего напоминают цирковое выступление клоунов. Неудивительно, ведь отец Александра - цирковой сценарист, а сам будущий мультипликатор много времени проводил в цирке и даже дружил с Никулиным. Татарский любил цирк и до 2000-х годов в его мультфильмах всегда присутствовало безумное цирковое начало. Юрий Норштейн называл коллегу "Славой Полуниным в мультипликации".

К "пластилиновой революции" можно еще отнести и классическую заставку к передаче "Спокойной ночи, малыши". В 80-е Татарский работал на телевидении (ТО "Экран"), создавал заставки к детским телепередачам, делал социальные ролики. А третий его мультфильм, который все знают, - это "Крылья, ноги и хвосты" (1985) (совместно с Игорем Ковалевым, с которым Татарский дружил и создавал "Пилот"). Во второй половине 80-х Ковалёв и Татарский придумали легендарных братьев Колобков, позже братьев Пилотов. "Следствие ведут Колобки" - четвертый фильм, который знают все.





"Это плотное кино, по изображению перенасыщенное. Когда с экрана идет столь мощный натиск, - не успеваешь продохнуть. Густой воздух. Тебя вкручивает внутрь". (Игорь Ковалёв об анимации Татарского).

В 90-е годы Александр Татарский занимается в основном организационной работой в студии "Пилот". К тому времени цирковой (т.н. "татарский") стиль мультфильмов уже всем поднадоел, и режиссер резко уходит в сторону от своей фирменной стилистики. В 1999 году появляется неожиданно мрачный фильм "Унесенные ветром", выполненный в темных цветах. Если пересказывать сюжет, получается какой-то странный ужастик... "Красные ворота Расёмон" (2002) больше напоминают "татарский" стиль, но всё равно есть ощущение "что-то не то". Незавершенный полнометражный анимационный проект "Прибытие поезда" должен был стать главным шедевром Александра Татарского. Режиссер работал над фильмом с середины 80-х, но материалы были испорчены из-за потопа. Если и есть список самых крупных незавершенных проектов в истории анимации, то "Прибытие поезда" должно там присутствовать.





Александр Татарский взвалил на себя огромную нагрузку, много лет работая одновременно над несколькими проектами (одна "Гора самоцветов" чего стоит). И вот сердце не выдержало, Татарский умер во сне от инфаркта в возрасте 56 лет.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" ( подробнее здесь).


Previous post Next post
Up