Что круче: "Бабадук" Vs "Оно следует"

Mar 01, 2016 12:57

В последние годы все говорят о кризисе жанра ужастиков: жанр давно исчерпал себя, все возможные сюжетные идеи использованы, зрители привыкли к бу-эффектам, их всё сложнее испугать и т.д. При этом потребность миллионов кинолюбителей в фильмах, вызывающих ощущение ужаса, со временем, кажется, только растет. Неудивительно, что любой более-менее достойный хоррор для них - как глоток свежего воздуха. Среди продукции последних лет выделяются два произведения - австралийский "Бабадук" и американское "Оно (следует)". С уверенностью можно заявить, что это самые известные, самые успешные, самые обсуждаемые ужастики последних 3-4 лет.

Объединяет оба фильма не только то, что их причисляют к инди-хоррорам (хотя в первом случае жанр на так однозначен). Оба относительно малобюджетные (бюджет в обоих случаях составляет 2 млн долларов), неголливудские, сняты малоизвестными режиссерами, оба пытаются произвести впечатление нестандартным сюжетом. По стилистике оба хоррора чем-то близки к арт-хаусу. Очевидные достоинства там и там сочетаются с нелепыми недочетами. В сегодняшней битве мы узнаем название лучшего ужастика последнего времени!



Напомню, что в кинобитве я сравниваю мнения киноблогеров, публиковавших в своих ЖЖ посты о соответствующих фильмах.

Бабадук / The Babadook / реж. Дженнифер Кент

Плюсы:
Многим понравилась жанровая двойственность "Бабадука": жанры хоррора и социально-психологической драмы гармонично взаимодействуют - во многом благодаря такой жанровой игре напряжение зрителя удерживается до самого конца. Фактически "Бабадук" - это вовсе не хоррор (как казалось по "заманушному" трейлеру), а скорее камерный психологический триллер с элементами социальной драмы. Те, кто ожидал от фильма типичной страшилки с бу-эффектами, были разочарованы. Большинство авторов "просекли фишку" и догадались, что Бабадук - не реальный монстр или призрак, а проекция "внутренних монстров" главных героев (мать и сын). В этом плане фильм дает много интересных достоверных ситуаций, поддающихся интерпретации с помощью психоанализа. Некоторые блогеры даже вспоминали знакомых, страдающих подобными психологическими расстройствами. "Бабадук" особенно понравился тем, кому близка тема женской психологии - женщина-режиссер качественно раскрыла некоторые ее неприятные аспекты. Итак, посмотрим, за что хвалят фильм:

- необычный для ужастика сюжет
- умелая поддержка зрительского напряжения
- хорошо реализована идея о внутреннем монстре
- раскрываются важные психологические проблемы
- достоверно показаны психологические преображения персонажей
- красивый, стильный визуал
- неожиданный финал, дающий возможность разных трактовок.

Минусы:
Несмотря на наличие отличной, действительно оригинальной концепции, Дженнифер Кент слабовато сработала именно как режиссер. Многие рецензенты недовольны реализацией идеи, из-за чего после просмотра остается ощущение недоделанности фильма. Слабая реализация проявляется в множестве мелочах: в некоторых сюжетных ходах, в актерской игре, в излишних отсылках на классические ужастики, в образе самого Бабадука, "функционал" которого в полной мере не продуман. Но самых сильных "лучей ненависти" удостоился мальчик-актер, который выбесил по меньшей мере половину блогеров. В итоге список претензий получился не меньше списка "плюсов":

- нелепые сюжетные ходы и намеки
- неудачный образ монстра
- плохая игра актеров
- неприятно смотреть на героев
- мальчик бесит
- неуместное синефильство режиссера
- не страшно.

Соотношение оценок: ЗА - 5 авторов, ПРОТИВ - 5 авторов, нейтрально - 6.
Итоговый рейтинг: 0

Цитаты:
"Бабадук - это не просто абстрактный монстр, это персонифицированная, прорвавшаяся в реальный мир боль, злость и депрессия Амелии." отсюда

"Женщина снимает картину о женщине за гранью нервного срыва и у нее достоверно выглядят как безумие, так и насилие." отсюда

"Мог бы получиться отличный (почти артхаусный!) комедийный ужастик в духе Evil Dead 2, а на деле нам подкинули ещё один покалеченный хоррор". отсюда

"Крайне буквальное, гротескное, но до жути реалистичное воплощение того, что может твориться в голове женщины, имеющей на руках неугомонного сына и фаллоимитатор как единственный способ придать серости хоть какие-то оттенки". отсюда

"Лучшей визуализации и персонификации страха (как абстрактного явления) я еще не встречала". отсюда

все отзывы и рецензии

Оно / Оно следует / It Follows / реж. Дэвид Роберт Митчелл

Плюсы:
Если главный критерий успешности - признание большинством зрителей, то эксперимент Митчелла с канонами жанра ужасов можно называть успешным. Режиссер дал поклонникам жанра то, чего они так долго вожделели - нечто свежее, оригинальное и при этом очень пугающее. Почти все посмотревшие фильм киноблогеры отмечают, что "Оно" получилось действительно страшным! Режиссер мастерски использовал такой художественный прием, как контраст - сочетание высокой динамичности действия и медленности призраков. Этот психологический трюк только способствует развитию саспенса. Точно подобранное музыкальное сопровождение усиливает напряжение. Что ж, создатели It Follows попали в точку и здорово сыграли на зрительской психологии. Кстати, здесь, как и с "Бабадуком", при желании можно найти более глубокие смысловые пласты и проанализировать происходящее с точки зрения психоанализа (что и сделали некоторые авторы). Основные достоинства фильма:

- саспенс
- свежая идея
- действительно страшно
- шикарная атмосфера
- возможность различных интерпретаций
- саундтрек
- удачное обыгрывание приемов из классических хорроров
- хорошая игра молодых актеров
- переживания за персонажей

Минусы:
В ругательных отзывах на первый план выходят претензии к сюжету. Да, основная фишка (передача проклятья половым путем) интересна и необычна, но логика ее реализации вызывает вопросы. Кое-кто резонно заявляет: почему главный герой не пошел в бордель? Очевидно же элементарное решение проблемы. С другой стороны, тогда и фильм было бы не о чем снимать... В любом случае, в сюжете при внимательном рассмотрении можно найти и штампы, и нелогичности, и лишние детали. Критикам стилистика фильма кажется чересчур искусственной: режиссер якобы нагнетает эдакую арт-хаусность, прикрывая ею грубые сюжетные прорехи. Если обобщить все претензии, то список минусов все-таки получится небольшой:

- нелогичность сюжета
- штампы
- излишняя арт-хаусность

Соотношение оценок: ЗА - 8 авторов, ПРОТИВ - 5 авторов, нейтрально - 2.
Итоговый рейтинг: +3

Цитаты:
"Вот кадр - Джей купается в бассейне. Вот кадр - она видит белку на проводах сверху. Вот кадр - она видит крохотного жучка на своей руке. Вот кадр - она опускает руку под воду. К чему это было? Ни к чему. Просто так. Глубокомысленность ради глубокомысленности без всякой стоящей за этим идеи". отсюда

"Достойный пример подросткового ужастика старой школы". отсюда

"И еще непонятно, почему первый (для нас) носитель просто не пошел к проститутке, вот бы призрак побегал". отсюда

"Режиссер умело нагнетает атмосферу, пропитывает каждый кадр напряжением, этому способствует также прекрасная электронная музыка Disasterpeace". отсюда

"Эта параноидальная атмосфера страха, постоянное беспокойство и напряжение, боязнь чего-то чужого и жуткого, что просто молча идёт к тебе и не останавливается никогда". отсюда

все отзывы и рецензии

Сравним итоговые рейтинги:
0 Бабадук
+3 Оно

С заметным преимуществом побеждает It Follows - теперь мы точно знаем, что это лучший ужастик последних лет!

Все выпуски.

Что круче?

Previous post Next post
Up