Приступая к освоению творчества Бавы-старшего, я ожидал погружения в прекрасный мир джалло, ведь именно с этим жанром ассоциируется имя итальянского режиссера. На деле оказалось, что джалло для Бавы - жанр в лучшем случае второстепенный, и, например, Дарио Ардженто, о котором я ранее
писал, внес в это направление киноужасов более заметный вклад. Бава же, как оказалось, вообще не привязан к какому-то направлению, он брался за любые популярные жанры, включая детективы, комедии-пародии и даже пеплумы. В этом обзоре мы рассмотрим 5 основных киножанров Марио Бавы и увидим, что среди самых лучших его работ - далеко не только джалло.
1. Вестерны
Типичные спагетти-вестерны Бавы можно назвать проходными работами в его фильмографии, но совсем уж неудачными они не являются. "Дорога к Форту Аламо", "Рой Кольт и Винчестер Джек" неплохо смотрятся и должны понравиться любителям жанра. Даже не в самых своих любимых жанрах Бава, как говорится, держит планку и не позволяет себе лажать. А уж в коронных жанрах он вываливает на зрителей россыпь "фишек" и оригинальных находок, но вестернов это не касается.
2. Мистический триллер
Здесь мы уже видим настоящего Баву, но направление мистических триллеров, действие которых происходит в современных условиях, является для него второстепенным. Это среднего уровня триллеры, снятые в поздний период творчества, и ценны они больше как раритеты. Это "Лиза и дьявол" (или "Дом дьявола", 1973) про женщину, в которую вселился демон (востребованная тема в начале 70-х), и "Мальчик-беда" (или "Шок", 1977) о том, как дух убитого мужа мстит жене (месть призрака - один из любимых мотивов Бавы). Смотрят их в основном только поклонники режиссера. А лучшей работой Марио в этом жанре является один из трех эпизодов в фильме "Три лица страха", а именно последний под названием "Капля".
3. Детектив / криминальная драма
На противоположном от мистических триллеров полюсе находятся фильмы, в которых мистики нет в принципе, а намеки на нее в результате сводятся к психическим расстройствам главных героев. С другой стороны, сюжет порой закручивается настолько лихо, что кажется, будто без потусторонней силы здесь не обошлось, но в итоге всему находится рациональное объяснение. Яркий пример такого фильма - "Пять кукол для августовской луны" (1970), на мой взгляд, один из трех лучших фильмов Бавы, хотя его критикуют за чрезмерно, неестественно закрученный сюжет. Отдельно стоит выделить "Дьяболик" (1968) - очень стильную, но сюжетно слабую пародию на Фантомаса и Джеймса Бонда. Один из последних фильмов Бавы - "Дикие псы" (1974) о похищении ребенка - может показаться скучным, но финальный твист компенсирует это ощущение. Промежуточное положение между этой и последней категориями занимает "Плеть и тело" (1963) - детектив с элементами готического триллера.
4. Джалло
Формально джалло - тоже детектив или криминальная драма, но по стилистике это абсолютно самостоятельное направление, для которого характерны следующие черты: визуальная насыщенность, кровавость, обилие бессмысленных убийств (жертвы чаще всего женщины), психопатологические мотивы героев. Фильмы-джалло привлекательны прежде всего атмосферой, сюжет же при этом может быть откровенно бредовым - ну и ладно. Марио Бава считается одним из основателей джалло, но - вот парадокс - в чистом виде джалло у Бавы максимум пара фильмов. Самый первый в этой категории - "Девушка, которая слишком много знала" (1963) - это пре-джалло, в котором много влияния Хичкока, а многие черты будущего классического джалло в нем отсутствуют. Первый эпизод в "Трех лицах страха" под названием "Телефон" - это уже полноценное джалло, но всего лишь по сути короткометражка. "Кровь и черные кружева" (1964) - вот это уже классика жанра! "Топор для новобрачной" (1970) - в меньшей степени, здесь детективная линия тянет одеяло на себя, а то, что убийца сразу же известен, вызывает в памяти сериал про Коломбо. Есть еще "Кровавый залив" (1971), в котором Бава побил личный рекорд по количеству убитых на экране, поэтому для жанрового определения так и просится слово "слэшер".
5. Готический хоррор
Может показаться удивительным, что Марио Бава больше всего преуспел именно в этом жанре. К визуальной стилистике джалло добавляем мистическую атмосферу и получаем парочку шедевров от Бавы - это "Маска сатаны" (1960) и "Операция Страх" (1965). Первый режиссерский опыт (и вполне удачный) также состоялся в готическом фильме ужасов - "Вампиры" (1956). В этих фильмах Бава показал себя мастером не только продуманных до мелочей декораций, но и жутких спецэффектов (например, эффект "старения на глазах" актрисы в "Вампирах"). В этой же категории - неудачная "Камера пыток" (1972) и атмосферный эпизод №2 под названием "Упырь" в "Трех лицах страха".