Этот небольшой обзор пригодится тем, кто начинает осваивать европейское классическое кино, французское в частности. Время Анри-Жоржа Клузо - это 1940-50-е, то есть состоялся как мастер он до экспериментов французской новой волны. Кинематограф Клузо сейчас сложно назвать экспериментальным - он ассоциируется скорее со старой-доброй классикой, снятой в черно-белом цвете. Но и консерватором Клузо не является, и тому подтверждение - противоречивые оценки современников, обвинявшие фильмы режиссера в том, что они несут разрушительный для общества потенциал. Самая известная история случилась с "Вороном", который был обвинен в якобы антифранцузских настроениях и ориентации на нацистскую пропаганду (фильм вышел в разгаре Второй Мировой). Так что не всё так просто с этим Клузо.
Его часто называют "французским Хичкоком". Действительно, ассоциации с англо-американским мастером триллеров возникают постоянно. Неслучайно оба режиссера проявили интерес к роману, по которому Клузо снял "Дьяволиц", опередив Хичкока в покупке авторских прав. С саспенсом у Клузо тоже всё в порядке (хотя современный зритель без труда разгадает "неожиданные" повороты сюжета). Но у меня лично режет слух выражение "французский Хичкок" в отношении Клузо: при том, что оба отдавали предпочтение жанру триллера, их цели в кино принципиально разные. Хичкок - это мастерское воздействие на страхи, мании зрителея, как следствие, коммерческий успех фильмов. Клузо более социально направлен, и главный объект воздействия у него - не страхи, а пороки, патологии отдельных людей и социума в целом. Проще говоря, Хичкок пугает, вызывает психическое напряжение, после которого идет расслабление и катарсис. Клузо ставит зеркало, в котором отражается порочность зрителя, и вместо катарсиса в конце тот получает лошадиную дозу пессимизма. Триллеры Клузо - только внешне, по форме триллеры, а по сути - экзистенциальные драмы.
Проанализировав отзывы киноманов, я пришел к выводу, что многие любят Клузо не за то, что он просто "такой хороший режиссер", а за ностальгичность его фильмов. В то же время можно найти немало и критических отзывов, в которых обоснованно предъявляются претензии к сценарию, монтажу, игре актеров. Отмечаются отдельные гениальные детали, которые в целом не влияют на восприятие фильма. О чем это всё говорит - о том, что Клузо, пожалуй, не входит в список выдающихся режиссеров-перфекционистов. Да и снял он не так уж много шедевров (в фильмографии всего 10 игровых полнометражных работы), чтобы заносить его в некий пантеон великих. А что самое обидное - самый главный свой шедевр он снять не успел. "Ад" должен был стать уникальной экспериментальной работой, визуально необычной, психологически очень глубокой. Тем не менее, как минимум 5 фильмов Клузо занимают важное место в истории кино, вот с ними сейчас и ознакомимся.
1943 - Ворон / Le corbeau
Этот запрещенный в свое время фильм попал в список "
14 фильмов о сути Франции"
kinanet, и суть Франции он раскрывает не с лучшей стороны. Да и не только Франции, но и любого общества с тоталитарными чертами, в котором создается атмосфера коллективной паранойи за счет анонимных разоблачающих писем. Выбирается жертва, обвиняемая во всех грехах, и избавление от нее должно якобы принести всем облегчение. Конечно, это ничего не поменяет, поэтому "Ворон" - фильм очень пессиместичный, и если чересчур сильно им проникнуться, можно даже стать социофобом.
1947 - Набережная Орфевр / Quai des Orfèvres
Здесь показывается более широкая галерея человеческих пороков и патологий. В том числе раскрывается тема порочности полиции, а страх главного героя в том, что его несправедливо обвинят следователи, вновь отсылает нас к Хичкоку - для того мотив несправедливых обвинений со стороны полиции один из самых любимых.
1953 - Плата за страх / Le salaire de la peur
Самый известный фильм Клузо, его можно смело назвать выдающимся без всяких поблажек. Два с половиной часа действие держит нас в напряжении, "градус напряжения во второй половине «Платы за страх» превосходит лучшие триллеры Хичкока", как
написал baron-wolf. Правда, финал на первый взгляд кажется нелогичным: хочется хэппи-энда по-голливудски, но режиссер трагической концовкой дает понять, что это был не просто зрелищный триллер (по форме), а экзистенциальная драма (по сути), которая иначе заканчиваться просто не может.
1954 - Дьяволицы / Les diaboliques
Здесь раскрыта тема порочности женской натуры, хотя и персонаж-мужчина, из-за которого всё завертелось, далеко не идеал. "Дьяволицы" часто встречаются в ТОПах старых классических фильмов с самой неожиданной развязкой. Пожалуй, самый хичкоковский фильм Клузо.
1960 - Истина / La vérité
Опять же, "внешний" жанр (любимая зрителями во все времена судебная драма) внутри оказывается драмой экзистенциальной, в которой дуальное восприятие человека (хороший-плохой или, если говорит в контексте суда, виноват-невиноват) уже не действует. Как
выразился miant, "Клузо ловко обращает героиню из гусеницы в бабочку". На первый взгляд, героиня поступала аморально (за что ее и осудили), но за счет мастерского использования флэшбэков режиссер ее в чем-то оправдывает, а вектор обвинений переносит на лицемерное общество.