Я не сразу (далеко не сразу!) пришла к мысли о том, что система образования переживает не временные трудности, а начало конца; что она катастрофически не успевает за ритмом жизни; что школа может быть негативным фактором воспитания. Однако...
1.
... политическая агитация - помните (тем, кто из Украины)?... Тонны информации обрушивались на наши головы, километры лапши вешались на наши уши (
scinic , это меня так твой пост вдохновил, который я примерно так и откомментила :))) )... Скажите, кто-то из кандидатов осмелился предложить реформу системы образования? За исключением трепа "выплатить зарплату учителям" и полумеры "вернуть 10-летнее обучение?" (Сейчас наши школьники учатся 12 лет! УЖОС!)
Медицину - и то затронули. Переход к страховой медицине, помимо отчислений из зарплаты, предполагает (если не предполагает, то грош цена реформе) вознаграждение труда не просто "врача", а конкретного врача. Т.е. "как потопаешь, так и полопаешь" (а не обезличенная ставка), как и во всех профессиях со здоровой конкуренцией...
Хороший врач, больше пациентов к нему идут? Прямая (а не опосредованная) корреляция с заработком. Плохой врач? Пусть или живет по минимуму, или учится. Или меняет работу... Это справедливо.
Но к учителям, похоже, не скоро применят такой подход. Много говорят об "Учителе", нет, даже об "УЧИТЕЛЕ", но обходят стороной то, что учителя бывают разные. Дополнительные занятия? Так это зависит от предмета, и - иногда от того, насколько учитель работает на занятиях основных.
2.
... а программа?
Взять хотя бы самое простое - литературу.
Мне кажется (и жаль наступать на горло собственной песне), что юное поколение и последующие уже никогда не поймут классику. Раньше литература была для отдыха, для насыщения прекрасным, и читатели прошлых веков умели "ловить кайф" от длительных описаний природы или портрета главной героини.
Образованный современник Жорж Санд или Флобера читал за свою жизнь, наверное, не более двух сотен книг. Поэтому вполне мог растянуть удовольствие... Сейчас же только и успевай отбиваться от информации.
Поэтому изменилась и стратегия чтения: раньше это была глубина (качество), теперь - ширина (количество).
Вспомните (ну кто достаточно взрослый), как раньше писали рефераты? Искали, находили что-то где-то, переписывали от руки и дополняли своими мыслями. Главное было - разобраться в том, что удалось найти. Так у меня было в школе!
А теперь? Теперь инфы полно, надо перерыть кучу всего и найти то, что надо. А коль нашли - даже читать не обязательно. Распечатал, и все! Так у меня было в вузе. И я в шоке была: девочки на паре просто читают с листика, перевирая фамилии, теряя целые страницы, и получают "5"("12"). А в голове ничего не остается...
Раньше - вникнуть, теперь - найти (а сейчас это труд).
Значит ... значит, надо исключить бОльшую часть курса литературы. Оставить её в вузах, и все. Во-первых, стратегия чтения, а во-вторых, все равно дети не понимают, да ещё и в условиях изменившейся морали. Я бы пошла на этот шаг...
3.
... самое сложное. Взаимоотношения детей. Сейчас я "собираю" рассказы о школьных годах, и вижу - каким идиллическим было мое прошлое... Кого-то учитель бил скакалкой. Кто-то ломал в драке руку (а мама думает, что упал). Кто-то учится курить именно в школе (не в подворотне, не в подвале, в школе). Кто-то в результате травли оказывается в больнице... У учителей пропадают кошельки и телефоны.
А все закрывают на это глаза.
Этим всем проблемы образования не исчерпываются. Но даже если бы это было все - мало кто даже говорит о необходимости что-то делать. Хотя бы родители! Ведь это наши же дети учатся. Наши дети забивают голову ненужным и пропускают нужное. Воспитываются так, как не хотели бы мы.
И я хочу спросить. Есть ли у вас какие-нибудь "истории" из вашего школьного прошлого? И что будете вы делать, когда ваш ребенок/племянник пойдет в школу, или если уже ходит (на что обратите внимание, насколько будете требовать от него выполнения правил, как видите отношения ребенка и учителя, ребенка и класса)?