Jul 10, 2009 11:13
Я много чего боюсь. С возрастом - все больше. Собак, будущего, старости, переходить дорогу, безденежья, боли, одиночества.
Когда-то наткнулась на мысль - или сама к ней пришла? - что в грубом делении поступками человека управляют страх и голод. И все. (Я все-таки верю ещё и в третий фактор - желание отдавать, быть полезным, это же тоже биологически запрограммировано, чтобы вид двигался вперед. Но допускаю, что первые два фактора могут легко перекрывать третий).
В "Мастере и Маргарите" моим любимым персонажем и был Иешуа. Воланд казался мне несправедливым (за что так буфетчика-то? стандартный набор грехов), Маргарита - аморальной (все-таки измена мужу, понять можно, но в ранг прекрасной героини возвести не могу), Мастер - тем более (забыть, как зовут первую жену! что ж ты женился тогда, а?) А вот образ Иешуа - в унисон с моим пониманием доброты, света и прочих прекрасностей жизни.
Но сбила с толку его мысль о том, что трусость - самый страшный порок. Страх присущ любому человеку! - подумала я тогда. Что, мало более страшных пороков?
Сегодня я немного прихожу к пониманию, что же отличает страх от трусости. Страх - это просто когда боишься. А трусость - когда боишься, и чтобы избежать того, что боишься, идешь на подлость, на предательство, или на ломку своих принципов, или на страдание другого, или просто на непорядочные бесчестные поступки.
Когда, управляемый страхом, видишь в людях просто пешек, которыми можно закрыться.
Страх в качестве оправдания чаще всего бывает трусостью.
Но, конечно, я сгустила краски. Чтобы понятнее было. А так - все мы люди, и все мы время от времени обманываем, используем других людей, нарушаем свои принципы и даже - предаем.
Но все равно - не уважаю трусость.
мировоззрение)