Пятничный арнаут или "1000 и 1 ночь с кремневыми ружьями" от ориенталистов XIX века...

Dec 25, 2020 19:50

.
Недели две-три назад завёл в фейсбуке и вконтактике рубрику "пятничный арнаут". Подумал, что и ЖЖ обделять этой рубрикой низя. Отныне тут по пятницам обещаю выкладывать арнаутов и подобных им товарищей от европейских художников-ориенталистов XIX века...

Ну и раз в ЖЖ завёл с опозданием, то вот вам сразу ряд картинок с арнаутами и около:



Арнаут с соколами от Павла Йовановича (1859-1957), полусерба-полунемца, австро-венгерского ориенталиста.
Кстати, довольно интересный художник, немало попутешествовавший в XIX веке по Северной Африке, Балканам, Леванту и проживший аж 98 лет, успел даже югославский орден от Тито получить...

У нас арнаутов традиционно путают с албанцами, но это не вполне синонимы. Изначально, в узком смысле «арнауты» это самые дикие православные аборигены, живущие в горах Греции или, на языке той эпохи - «в Морее, Эпире и Македонии». Но в Османской империи два-три века назад «арнаутами» также именовали наёмные отряды, сформированные на Балканах из головорезов любого рода и вероисповедания.

Собственно за внешний колорит европейские художники-ориенталисты их страстно любили писать. Есть, пожалуй, пара десятков эффектнейшей живописи с арнаутами - этакая «1000 и 1 ночь», но с кремневыми ружьями.



Например, вот колоритный товарищ от французского ориенталиста Jean-Léon Gérôme (1824-1904).
Очевидно что этот интеллигентный мужчина слева от кальяна как бы в задумчивости говорит зрителю: "А не зарезать ли тебя, мил человек?.."


Британских дипломат Джеймс Морье, наблюдавший «арнаутов» вблизи в самом начале XIX века во время антифранцузской войны на берегах Нила, так описывал этих османских наёмников:

«Они во многом сохраняют свирепость спартанцев, потомками которых себя считают. Их одежда, напоминающая тунику, благоприятствует этому предположению. Они носят серебряные нагрудники и своего рода поножи, многие из них ходят в сандалиях. Передняя часть головы и макушка у них выбриты, а волосы задней части головы собраны в пучок. Свои красные шапочки они нахлобучивают до самых бровей, что придает им свирепый вид. Их огнестрельное оружие обычно украшено богатым золотым или серебряным орнаментом. У них легкие мушкеты с прикладами в форме томагавка…»

Приклад «в форме томагавка» и прочий характерный прикид арнаутов отлично виден ниже на рисунке Alexandre Bida (1813-1895), французского художника, побывавшего в середине того века и в Египте, и на Балканах, и в Малой Азии, и в Леванте.



Может закономерно возникать удивление - «военная обувь в виде тапочек без задников вставляет»… Действительно, нас это удивляет. Но.

Но «тапочки» это даже больше для отдыха, а в бой и марш такие люди чаще ходили босиком... Об этом ещё немало писали русские аналитики 1-й половины XIX века, считая это, кстати, преимуществом «азиатских» войск...
И если подумать, если прикинуть - ничего удивительного. Во-первых, ширнармассы тогда по жизни чаще ходили босиком, ступня человека была не чета современным... Во-вторых, два века назад обувь, способная выдерживать длительные марши, это сложный высокотехнологичный и весьма дорогой продукт. А для армии такой продукт нужен еще и массово поэтому хорошо, когда есть возможность обойтись без него... Ну и в третьих, не забываем, что это сильно южнее по сравнению с Россией - снежных покровов и трескучих морозов в принципе нет...

До середины и даже до конца XIX в. всяких железок и острых осколков валяется на поле боя как раз немного - если специально не набросают, что редкость... А камень? - спросит наш современник с его по детски нежными (для наших предков) ступнями. Ну так если с младенчества ходите преимущественно босым, то мозолистой ступне страшен только коралл в море, а обычный камень едва ли...
И чтобы не быть голословным приведу цитату от военного профессионала той эпохи.
Николай Николаевич Муравьёв (1794 - 1866), по итогам Крымской войны он станет Муравьев-Карский. Взятие Карса в 1855 году вообще одна из наших немногих удач в ту войну.

Но десятилетиями раньше, в 30-е годы того века Муравьев - ещё не ставший ни генералом, ни Карским - провел немало времени в Египте и Малой Азии, как наш военный и дипломатический агент. И вот что он писал по поводу обуви египетских солдат и прочих «арнаутов» в свой фундаментальной работе «Турция и Египет 1832 и 1833 годов». Цитирую по изданию 1869 года, том I, стр. 93:

«Обувь рядовых состоит из остроносых полусапожек, с разрезанными спереди голенищами, но они так дурно и непрочно сшиты, что мало носятся и даже на службе редко употребляются (сапожное мастерство и самое обувание в сапоги до сих пор ещё дико азиатцам), от чего и пехота большую частию босая, а обувь обыкновенно заменяется природными подошвами каждого, до такой степени загрубевшими, что они способны ко всякого роду службе (большое преимущество для войск)».

Ну и напомню, что в мягких тапочках с плетёной подошвой уже даже в ХХ веке, вплоть до Корейской войны включительно, воевали китайские коммунисты. Воевали много и порою весьма боеспособно...

P.S. «А обувь обыкновенно заменяется природными подошвами каждого…» - каков колорит же! Ну а для иллюстрации вот вам тогда еще один пятничный арнаут, написанный в 1877 году Станиславом Хлебовским (да-да, в русском Царстве Польском тоже были отличные ориенталисты🧐).
Герой картины ниже, явно не испытывающий недостатка в деньгах бравый воин, вооружён до зубов, в традиционной «юбке» и «поножах» и… в тапочках:



А ниже опять Jean-Léon Gérôme - каирский танец живота для арнаутов...


P.P.S. Об арнаутах еще будет немало в моём сериала Турецкий гамбит в тени пирамид

арнауты, Турецкий гамбит в тени пирамид

Previous post Next post
Up