Первое советское издание о Китае

Sep 27, 2012 11:00







Кстати, обратим внимание на типографию…

Сбылась мечта идиота нашел издание, которое не надеялся найти - так что поздравляйте меня! стал обладателем первого советского издания по теме Китая. Самого первого!
Был практически уверен, что брошюра, изданная летом 1919 год в Москве, вряд ли где сохранилась, кроме центральных книгохранилищ… Однако ж отныне она и в моём книжном шкафу - теперь моя «китайская библиотека» (советские издания по Китаю до 1953 г.) начинается с самого начала, с самого первого издания.

Мы тоже начнём сначала, по порядку.

«Китай и Советская Россия. Из вопросов нашей дальневосточной политики» небольшого формата брошюрка, 16 страниц на очень плохой бумаге - другой там и тогда просто не было...

Об авторе я уже не раз писал здесь - Виленский Владимир Дмитриевич (1888-1942), он же «Викула», он же «товарищ Сибиряков», он же, как обычно подписаны его брошюры и книги - Виленский-Сибиряков или так: «Вл.Виленский (Сибиряков)»…



В апреле 1919 г. совсем недавно отметивший своё 30-летие Виленский-Сибиряков бывший рабочий-литейщик, нелегальный социал-демократ, организатор подпольных типографий, бывший каторжник и ссыльный, один из членов первого советского правительства Сибири и руководителей антиколчаковского подполья перешёл фронт «белых», рвавшихся тогда под предводительством Колчака к Казани и Волге…Виленский-Сибиряков, как представитель сибирского подполья, прибыл в Москву, столицу «Российской социалистической федеративной республики», сжавшейся в те месяцы до границ Московии середины XVI века.

Первая советская брошюра о Китае, его политическом положении и возможном взаимодействии с большевистской Россией, была написана Виленским-Сибиряковым где-то в июле 1919 г. и напечатана в начале августа.

Колчак в те дни ещё контролировал всю Сибирь за Уралом, в его тылу был целый конгломерат союзных ему оккупантов России - японцы, чехословаки, американцы, британцы и даже полк итальянцев… Деникин только что захватил всю Украину, издал свою «Московскую директиву» и неудержимо наступал в центр европейской России. Юденич начинал поход на Петроград, чье население от голода ужалось более чем в три раза… Британские и американские интервенты еще стояли в Архангельске и Мурманске.

В общем, большевикам тогда до Китая было как нам до Марса. Но - снимаю шляпу - эти ребята и в те дни по деловому строили мировые планы, занимаясь поиском союзников по все планете. Всё равно, старые колониальные державы не дали бы Советам пользоваться, например, старыми русскими концессиями в Ханькоу, а торжественный отказ от империалистических привилегий дал большевикам искренние симпатии среди китайской интеллигенции, прослойки тогда достаточно влиятельной и перспективной. Получать с Китая огромную дань в виде «боксёрской контрибуции» РСФСР и СССР тоже не светило по тем же причинам - поэтому от неё торжественно отказались. Но сам Китай не мог её не выплачивать (не поняли бы другие получатели «контрибуции») и советское правительство предложило китайскому перечислять эти огромные средства… китайскому министерству народного образования. И те искренние симпатии множества образованных китайцев, возникшие именно тогда, ещё сыграют свою немалую роль в 30-е и 40-е годы - в том числе и в виде завязшей к 1941 г. в китайских землях Японии (фактор важнейший для выживания СССР в тот год…) Без «революции 1925-27», «левого гоминьдана» и т.п. ситуация с японо-китайскими отношениями ко Второй мировой была бы совершенно другой…

Но это мы забежали далеко вперёд. Вернёмся к «товарищу Викуле» в 1919 год. Интерес Виленского-Сибирякова к Китаю не был случайностью - в Совнаркоме Советов Сибири (т.н. «Центросибирь») он был наркомом иностранных дел; составленные именно им ноты протеста против интервенции весной 1919 г. были подброшены большевиками-подпольщиками в иностранные консульства Владивостока.

Позднее, в самом начале 20-х гг. Виленский-Сибиряков был одним из первых, ещё неофициальных советских дипломатов в Китае и одним из первых создателей советской политики в отношении Китая. Сохранился ряд его писем и записок Ленину по данному вопросу.

В угоду дипломатическим ухищрениям его даже сделают «крайним» во время переговоров о судьбе КВЖД. Китайские министры и генералы, включая властителя Маньчжурии Чан Цзолина, будут ссылаться на декларацию Карахана именно в редакции данной брошюры Сибирякова, где декларировалась и передача Китаю КВЖД.

Но тут уже вытеснившие японцев из Приморья большевики решили не впадать в геополитическую благотворительность. Как 20 января 1923 г. писал Лев Троцкий в секретном послании чрезвычайному послу Советской России в Японии и Китае Адольфу Иоффе:
«Остается, стало быть, отдельный, правда, очень острый вопрос о Китайско-Восточной железной дороге. Как хотите, но мне и сейчас не ясно, почему собственно отказ от империализма предполагает отказ от наших имущественных прав… В этом смысле мне совершенно непонятно, почему китайский крестьянин должен иметь дорогу за счет русского крестьянина… Россия тоже очень бедна и совершенно не в силах оплачивать расположение к ней колониальных и полуколониальных народов материальными жертвами… Та часть симпатий, которая приобретается материальными подачками, очень неустойчива, ибо враги наши могут давать гораздо большие подачки».

В итоге Владимира Виленского именно из-за данной брошюры сделали «крайним» - советские дипломаты разъяснили китайцам, что товарищ Виленский поспешил и ошибся: напечатал ошибочную, «черновую» редакцию декларации…

Ну а в качестве приложения еще одна из многочисленных работ Сибирякова по политике и ситуации в современном ему Китае: брошюра «Гоминьдан», 1926 год, 5000 экз.тираж, 107 страниц с описанием самой перспективной на тот момент политической партии в Китае. Кстати, она, эта партия - «Национальная партия Китая» - существует и ныне, правда уже в тени КПК…















Виленский-Сибиряков, китайская библиотека

Previous post Next post
Up