28.11.2013,14:27:48 на которые есть ответы
Мне интересно , кто такие вопросы задавал ?
· говорят, что у Вас иногда есть такая манера - встать ночью от костра и сказать: «Ну, ладно, я пошел по своим делам». А потом студенты добираются до города сами как могут.
- Это бывшая практика одного из прототипов. Он ее применял в 70-х, когда обучал студентов-геологов. Это может быть одной из методик «освобождения» учеников от себя, практика привития самостоятельности (при этом он говорил, что следил за студентами, чтобы чего не случилось).
Я только рассказывал студентам в походах о такой практике и «грозился» ее применить, но не пришлось, и бездумно ее применять не рекомендую. Как-то само получается, что со временем студенты сами собираются и идут в наши маршруты без меня, и этого в отношении походов мне достаточно.
· о долголетии.
- Этот вопрос задают наиболее часто. Мое мнение сегодня таково: само по себе запредельное долголетие не имеет смысла. Более того, у некоторых прототипов Шамана стремление к просто биологическому долголетию вызвало бы, наверное, некоторое презрение или жалость. Я думаю, что долголетие имеет смысл в контексте эволюции (не только личной) и развития.
· есть ли новый текст?
- Да, есть не менее 100 страниц готового к публикации текста. Вопрос в издании. Мне не нравятся сложившиеся отношения с издательством и литагентом. Я в августе обдумаю варианты издания и осенью постараюсь издать текст.
· в чем практика соответствия идее самого себя?
- Хочется написать алгоритм, но я алгоритмы таких практик не даю. Тем более для публичного прочтения. Уже писал, что не хочу своими рекомендациями увеличивать количество клиентов психологов и психиатров. То есть напишу Вам, а прочтет кто-то и начнет бездумно практиковать… Лично Вам могу посоветовать, например, по методике Штайнера задавать вопросы перед сном. Только начните не с практики, а с понятия о Вашей идее самого себя.
· Шаман - проект Вашей жизни?
- Нет. Я не настолько безумен (или смел), чтобы публично излагать свой проект. Но это часть такого проекта. Иначе у меня не нашлось бы энергии, которую иногда чувствуют читатели, так писать о Шамане.
· скажите, наконец, определенно - есть Шаман или нет?
- 1. Уже несколько лет определенно и четко пишу, что Шаман - собирательный образ, литературный герой.
Крутые эвенкийские шаманы
2.Мне надоело отвечать на этот вопрос, но стараюсь отнестись без раздражения. Во многих письмах вижу надежду людей на встречу с Шаманом и их предположения о том, что я скрываю Шамана по его просьбе, по своей вредности, что он прячется от ФСБ, что он не хочет вмешиваться в жизнь людей и пр. Подобные предположения приводят к пониманию, что этот вопрос неизбежен, и я буду терпеливо на него отвечать все также.
3. Для учеников-засранцев (извиняюсь, но, похоже, здесь это необходимо), ищущих возможности переложить ответственность за свои решения и свое развитие на какого-нибудь гуру: нет и не будет никакого Шамана, которому Вы бы поклонялись и слушались, снимая с себя ответственность. Никто не может подарить Вам умений или уровня развития. Умения или уровень развития Вы можете приобрести только упорными тренировками и упорным саморазвитием.
Если бы Шаман существовал реально, он бы Серкину сказал «спасибо» за эти слова. Потому что Шаману не нужны поклонники, последователи и верующие в него. Ему нужны соратники, а соратником такого человека можно стать, только, пройдя свой путь развития и труд саморазвития не менее сложный, чем прошел он. Без такого пути Вы никогда не сможете стать в ряд с такими, никогда не встретитесь с людьми и другими, подобными Шаману, так как не попадете в соответствующие туннели реальности .
Пока Вы ищете, на кого бы переложить ответственность за свои решения и свое развитие, никто не откроет Вам никаких знаний, потому что Вы пока безответственны.
4. Не написал о главной категории возможных учеников, потому что казалось, что это «само собой разумеется». Но нужно написать - конечно, учениками могут быть люди почти любого статуса, характеризуемые бескорыстной тягой к познанию или, что тоже самое, к постижению реальности.
Постижение реальности имеет общие черты с научным познанием, но не равно ему. Постижение включает в себя не только словесные описания, но и обязательно действия (практики) самого познающего по использованию полученных знаний.
Здесь есть «ловушка» - постигший какую-нибудь «полезную практику» имеет преимущества, начинает их использовать сразу в социуме и почти автоматически перестает развиваться (ему и так хорошо). Настоящего ученика полезные практики не останавливают в развитии.
Настоящему ученику (скорее - учащемуся - выделяю аспект собственной активности) учитель не обязателен. Если повезет встретить, это ускорит прохождение отдельных отрезков пути познания, но не более. Свой путь познания проходят сами.
5. В одном из интервью, в начале 2000-х я говорил, что Шаман существует. Имел в виду одного из прототипов, но прозвучало как о целостном Шамане. Сожалею об этом и проношу публично извинения. Карма важнее возможной социальной обструкции или агрессии.
6. Рецепты в приложениях верны, я их либо пробовал сам, либо видел или узнал от надежных прототипов Шамана. Несколько литературелизированы остальные приложения, например, о браконьерах, так как им еще работать и работать, и о домике друга, по понятным причинам всех «разборок», и т.д.
7. Главное - о «реальности». Не только как писатель, но и как официально работающий ученый утверждаю: «никто не живет в реальности, каждый живет в своем образе мира, который «предшествует» реальности и накладывает отпечаток на ее описание». В противовес классической схеме «реальный предмет - стимуляция -ощущение -восприятие» я, постепенно конечно, ввожу в психологию схему: «образ мира (и предмета) - восприятие - уточнение (изменение) образа предмета (ситуации) - изменение образа мира». Эту мысль до и сегодня высказывают многие, но никто не предлагает такой «прямой схемы».
Пример (цитирую): «В предыдущей главе мы уже определяли понятие «образ мира» как индивидуальную прогностическую модель будущего, на основе которой субъект строит свои действия в настоящем. Согласно этой концепции образ мира в функциональном плане предшествует восприятию, то есть образ мира (и предмета) не строится в процессе восприятия, а лишь корректируется. Следовательно, в функциональном плане образ любого воспринимаемого испытуемым стимула предопределен изначально его индивидуальным образом мира (предметная гипотеза) и корректируется в процессе деятельности восприятия или другой деятельности» (Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. Учебное пособие. «Рекомендовано УМО университетов РФ…». М.: Пчела, 2008. - С. 226 - 227. В эл. варианте на одну стр. сдвинуто).
Как же «прорваться к реальности»? Думаю, что можно только «приближаться» путем познания (см. выше смысл термина), но, очень не торопясь (техника безопасности), - новая территория = новые хищники. Конкретных упражнений не пишу, так как (уже не раз писал), не знаю, кто прочтет и как использует. Число клиентов психиатров своими текстами увеличивать не хочу.
Раз уж дописал дополнение, отвечу и на вопрос Ивана (здесь выше) об ускорении:
почти все люди хоть раз это испытывали сами (в драке, в спорте, при решении задачи, в экстремальной ситуации и пр.). «Вдруг» время и все люди, предметы «как бы» замедляются или останавливаются, и Вы действуете почти автоматически безупречно правильно, изменяя ситуацию в свою пользу (уклоняетесь и наносите удар, решаете задачу и пр.). После этого возвращаетесь в обычный ритм или даже на время чуть замедляетесь. Используйте этот опыт для «практики своего опыта». Если у Вас этого не было (мало лет) спросите об это у знакомых.
· можете указать какую-нибудь ситуацию, где можно четко различить «доноров» и «паразитов»?
- почти любая ситуация сотрудничества. Например - оборудование стоянки в походе. Часть людей (доноры) совершенно естественно собирают дрова, приносят воду, оборудуют, готовят еду и пр. А другая часть (паразиты) в это время также естественно занимают лучшие места у костра, в палатках, проявляют «творческость натуры» (например, фотографируя пейзажи всегда, когда другие делают общее дело), и пр., не делая ничего для группы. Конечно, можно им приказать что-то делать, но кто будет тратить энергию на перевоспитание взрослых. Паразитов просто прекращают звать в походы, да и в другие «проекты».
Также и во всех других ситуациях сотрудничества. Это один их параметров успеха реализации проектов - сотрудничайте с «донорами», избавляйтесь от «паразитов».
· не призывает ли Шаман людей к асоциальности?
- 1. Я не знаю ни одного человека, который бы, прочитав книгу, поселился хотя бы на год в одиночестве на северном побережье Охотского моря.
2. Шаман часть времени вполне успешно живет в городах С ЛЮДЬМИ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ. Без этого умения было бы только полшамана, то есть уродство какое-то.
· вы писали, что большинство стремящихся в ученики - беглецы от реальности. А как узнать, кто не «беглец»?
- Проблема ученика (из моего авторского курса «Эзотерика и парапсихология», который я читал более 10 лет в СВГУ в Магадане и буду читать в 2013/14 учебном году на факультете психологии НИУ ВШЭ в Москве).
Если человек не может справиться с проблемами обустроенной социальной жизни, то ему не нужно пока решать более сложные проблемы в более жесткой реальности. Тем более, что на границе полно «хищников» - псевдогуру, которые просто будут цинично тянуть из таких беглецов ресурсы (деньги, энергию, услуги, тело и пр.).
Если человек не может просто решить своих проблем и думает, что с помощью эзотерических знаний и умений он без борьбы и конкуренции получит социальные блага (благосостояние, признание, секс и пр.), то это просто засранец, с которым ни один настоящий не будет общаться.
Если человек успешно решил свои социальные проблемы и не стал дауншифтером, то многие из таких могут развиваться (но не многие хотят, им и так хорошо).
· уж слишком Вы правдоподобно пишите. А потом, когда заявляете, что Шаман - собирательный образ, из-за этого наступает разочарование.
- 1. Слышал, что когда в 30-е годы по радио передавали постановку по «Войне миров» Герберта Уэллса, то была массовая паника, слушатели хотели эвакуироваться, спрятаться и пр. Но никто не обвинял Уэллса, наоборот, хвалили за мастерство. То же и с «Затерянным миром» Конан Дойла и с многими другими. Так что воспринимаю это как комплимент.
2. Я вообще-то пишу о развитых людях, которые больше нас живут в реальности (не дольше, а - больше реальности, меньше иллюзий).
· Как увидеть характерные черты себя и других людей?
- Ответ прост. По действиям (не по словам) своим или другого человека. Еще древние греки об этом писали (Феофраст (Теофраст) «Характеры»). Например, цитирую: «Дурак - тот, кто вечером пьет много воды или вина, а ночью вынужден вставать во двор». И далее список характеристик действий дурака и их последствий.
При самонаблюдении можно выделить аспект совершаемых (отложенных) за день действий и их результатов или последствий. Думающему и волевому этого достаточно.
· С какой целью Вы написали книгу?
- Первый вариант книги «сам написался». Я уже говорил об этом в разных интервью. Конечно, осознанные действия для публикации привели к осознанию [работы] по продолжению текста и дальнейших публикаций. Зачем? Пока отвечать не буду.
Стараюсь ловить те небольшие периоды времени, когда книга и дальше «сама пишется».
· Почему происходят самоубийства? Почему мы враги сами себе?
- Задавший вопрос почти ответил на него во второй части вопроса. Большинство осознанных самоубийств происходит тогда, когда человек что-то (другого, предмет, ситуацию, отношения, мнения и пр.) поставил выше своей связи с Духом (Творцом, Вселенной). Естественно, при разрушении (невозможности) этого… А Духу, наверное, такая подмена его на вещь, ситуацию, отношение или мнение тоже не очень нужны. Здесь обвинять всех самоубийц не нужно сразу. Есть, например, в экстремальных ситуациях «невозможность вынести» и многое другое.
· Откуда изначально берется образ мира?
- В младенчестве мир не оформлен (неоформлен). Но человеческий младенец - самое обучаемое существо из нам известных. Младенец физически отделен, но он пока не является самостоятельным существом, он физически не выживет без мамы или другого взрослого.
В этот период младенец является дозревающей частью системы (родителей и социума), и деться ему некуда. В этот период система доформировывает его так, чтобы в дальнейшем он был полезен (функционален) для этой системы. Важнейшей частью функциональности является формирование (трансляция) соответствующего образа мира. Это как «описание» у К. Кастанеды. Но там не сказано, для чего именно транслируется описание, и как оно транслируется. Результатом трансляции описания (не только словами, но и отношениями, действиями) является определенный образ мира (уже как саморазвивающаяся по определенным законам система).
· Стоят ли «высшие силы» за сохранение семьи против любви вне семьи?
- Я умышленно переформулировал вопрос кратко и резко. В самом вопросе есть предположение о существовании разных «высших сил» и о диалектике (не профанировать до столкновения) их взаимодействия. Еще Энгельс писал об этом «Происхождение семьи …».
Это дискуссия о противопоставлении ценностей семьи и ценностей любви. Люди, конечно, стараются сохранить обе группы ценностей. Это трудно, но люди часто решают этот вопрос по-человечески (человечно).
Нравоучения взрослому в такой ситуации бесполезны, чаще даже вредны.
· как формировать команды или программы для подключения ресурсов бессознательного?
- Чтобы продуктивно общаться с подсознанием (и с надсознанием?) нужно уметь переходить со словесно-логического (понятийного) мышления на образное (наглядное). Бессознательное работает не словами, а образами, Вы это знаете по сновидениям. Надсознательное может еще работать символами, но все равно в виде образа (чаще визуального или слухового).
· Вы писали, что во сне не только влияния потребностей по Фрейду. Что еще?
- Во сне проходит часть жизни. Во сне происходит обучение. Также во сне информация дня сопоставляется с наследственной, филогенетической и другими видами информации.
· зашел на Вашу личную страничку в Одноклассниках, а там у Вас то-то и то-то, и всякие изменения. МНЕ (!) не понравились изменения на ВАШЕЙ (!) ЛИЧНОЙ (!) страничке. Зачем это?
- Если Вам что-то не нравится на чужих ЛИЧНЫХ страницах, зачем Вы туда заходите? Вы же не сетевой тролль, лазающий по чужим страничкам и сайтам для скандала? Не заходите и все.
Сетевые тролли - люди, которым очень не хватает общения. Из-за дефицита общения они навязывают отношения в сети. Для них хотя бы скандальные отношения, хотя бы в сети лучше, чем вообще никаких.
· Как излечиться от троллизма? Нужно просто ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ относиться к окружающим.
- Что делать, если к Вам привязался сетевой тролль? Игнорировать его. Если троллю не удается Вас вампирить, он рано или поздно (обычно после вспышки сетевой злобы и нападок) отправится вампирить кого-либо другого.
· Вы ведете в Высшей школе экономики курс парапсихологии. Зачем это? Как на это смотрит начальство и другие ученые?
- ВШЭ - большой вуз, много студентов, сотрудников, факультетов и пр. До сих пор не знаю, где находятся многие из них. И не знаком с подавляющим большинством 5-тысячного коллектива сотрудников. Провел небольшой факультатив (8 лекций, 8 семинаров). Сегодня мы отстаем от развитых стран, где есть специальные институты, лаборатории, журналы и пр. в изучении эзотерики и парапсихологии. Как бы не повторилась история с генетикой, кибернетикой и компьютерами.
Мало кто из коллег интересуется, очень много своих забот. Кроме того, я еще веду научно жесткие, почти позитивистские курсы (например, «Теория и методология современной психологии» для магистров, «Судебно-психологическая экспертиза», «Психология катастроф и экстремальная психология»), один факультатив не слишком влияет на имидж.
· ваши ответы довольно сильно отличаются от ответов Шамана. Почему?
- Cтранно было бы, если бы они совпадали. Я не обещал здесь отвечать за Шамана. Это - отдельная работа.
· Какая психика лучше, крепкая или гибкая?
- Зачем «или», лучше «и». Смените способ мышления.
· Так бороться с природой или не бороться?
Река Омулёвка .
- Либо Вы в потоке, либо нет. Если не в потоке (это часто, а иногда и против потока бывает), то приходится бороться. Браконьер в тексте был не в гармонии с окружающим миром и даже не понимал, что это значит. Он и остался, чтобы показать свою «крутизну». Его жизнь (одну зиму), поэтому, становилось постоянной борьбой за выживание, в которой ему нельзя было расслабляться.
Через некоторое время он стал интуитивно чувствовать помогающие (попутные) потоки, как и почти любой человек в его ситуации, и только поэтому выжил. Уехал в город и забыл все как кошмарный сон.
· Кому и когда нужно помогать, а кому и когда нет?
- Помогайте тем: кто любит работать, кто является донором, кто умеет быть благодарным (не на словах, а на деле), кто Ваш единомышленник, кто Вам симпатичен, кто помог Вам в трудной ситуации. Соответственно, поставьте частицу «не» в предыдущем предложении после слов «кто» и не помогайте им.
Еще можно помогать просто от сердца, но не растите иждивенцев и не мешайте развиваться. Человек развивается, решая проблемы.
· что есть настройка двигательного динамического стереотипа?
- Настройка ритмов своих движений, иногда дыхания, реже восприятия и мышления (в медитации), еще реже - ритм сознания. Настройка - установление нужного ритма или подстройка под нужный внешний ритм.
· как освободить сознание от суеты?
- Полное отрешение от повседневных дел или полная концентрация только на нужной цели.
· Где твоя любимая женщина?
- Она со мной.
· Что имеется в виду?
- Они самостоятельны, но в единой структуре.
· Чему нужно учиться, а чему нет?
- Это каждый решает сам. В школе нас не спрашивают, чему учиться, но стараются показать, что учение - ценность. Но уже вуз Вы выбираете сами, а уж вне вуза - тем более. Вы знаете общий ответ. Учатся тому, что: а) поможет в жизни; б) помогает раскрыть Ваши возможности; в) развивает Вас.
· мнение Шамана о судьбе.
- Мнение Шамана я еще не написал. Мое таково: преопределенность (кроме неизбежности типа нахождения в эпицентре взрыва и пр.) может изменяться в желаемую для Вас сторону концентрацией на цели, регулярными волевыми усилиями по продвижению к цели и построению соответствующего мира.
· Насколько Шаман - Вы?
- Шаман пишется на основе взаимодействия с прототипами (один из них, но не самый объемный - я, когда в нужном потоке мира) либо в особом состоянии сознания, либо краткими [озарениями]. Тогда записываю мысли или фрагменты на тех лекциях, учебных программах и пр., которые под рукой. У меня и в рюкзаке, и в куртках есть маленькие записные книжки. Для того чтобы обработать эти уже очень многочисленные записи, требуется время и волевые ресурсы, которых не всегда достаточно.
· Пришло время задать вопрос о предрасположенностях. Ни для кого не секрет, что лучше всего нам удается то, к чему мы предрасположены. А вот как увидеть эту предрасположенность, в частности у ребенка? Я практикую детскую свободу - позволяю ребенку заниматься чем он хочет без ограничений (в вопросе выбора любимого дела, естественно). А есть - ли какие то более совершенные практики?
- Идеальных практик нет. Для Вас - не только занятия, но и внимание и интерес ребенка (к событиям, искусству, занятиям взрослых и т.д.). Среди полученного перечня будут и "пустые" пункты. Они потом не будут поддержаны активностью ребенка.
Психолог обычно не консультирует, не видя конкретного ребенка, поэтому так можно получить рекомендации только в очень обобщенном виде.
· Вы или не Вы? (относительно страниц в соцсетях и т.д. -прим. PASHASV)
- У меня есть странички в Одноклассниках и в ФБ, также есть официальная служебная страничка в разделе «преподаватели и сотрудники» на сайте ВШЭ. Иногда пишу здесь. Все остальное - не знаю, кто пишет под моим именем.
· Ответов мало.
- Слов всегда будет мало. Мыслить, чувствовать и действовать.
· Подскажите, как психолог, как лучше понять проблему другого?
- Много лет учу студентов: при понимании проблемы клиента задаются вопросы трех типов: а) что думаешь? б) что чувствуешь? в) что делаешь? Этим профессионал отличается от обычного человека, который, чаще всего, выясняет только один или (редко) два аспекта проблемы.
Профессионал работает с состоянием и мыслями другого, а обычный человек очень скоро обращается к своим впечатлениям, мыслям и переживаниям. Один из прототипов мне «резко не советовал» отвечать на вопросы и цитировал : «Не мечите бисер…». Когнитивной простоты не будет.
· Почему Вы другой?
- Началась трансформация. Я - не идеальный, поэтому болезненно, но терпимо.
· Защитят ли бункера для элиты в случае глобальной катастрофы?
- Нет. Несколько дополнительных мучительных часов или суток в герметичной тюрьме. В той реальности они сойдут с ума еще до весьма близкой физической смерти.
· Как защититься, выжить в случае глобальной катастрофы?
- А. Эволюция, саморазвитие, трансформация. В новых условиях выживут наиболее развитые психологически и духовно. Б. Индивидуальное и коллективное (намного сильнее) влияние на реальность с целью гуманизации (любовь) и гармонизации развития (по возможности, без слишком резких скачков). Человек - творящее реальность существо
. Свободa Шaмaнa Шаманский лес